Ответы на вопросы

Сунна при рождении ребенка

Вопрос № 6:
«Разъясните, что является сунной при рождении младенца?»

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.

Рождения ребенка — это великое событие в жизни каждого родителя. В Исламе установлены определенные обряды и ритуалы, связанные с ним.

Первое, что нужно сделать, — это дать имя ребенку. Оно должно быть красивым, достойным и с хорошим смыслом. Имя разрешается давать до, после, а также и в сам день рождения, — в этом нет разницы, все является дозволенным.

Сунной является совершить «العقيقة» [аль-‘акъикъа] — жертвоприношение. Доводом на это является хадис от нашего Пророка ﷺ, в котором он сказал: «За мальчика следует принести в жертву два барана, а за девочку — одного»[1].

Жертвоприношение надо совершить на седьмой день после рождения младенца, и неизвестно, чтобы Пророк ﷺ или кто-то из сподвижников делали это раньше седьмого дня. Что же касается того, кто не смог сделать на седьмой день, то он делает его в самое ближайшее время, когда сможет, будь то на восьмой, девятый или десятый день, и так далее. Некоторые говорят, что можно сделать и на четырнадцатый или двадцать первый день, но на подобную конкретизацию нет довода, кроме известного про седьмой.

Передается в достоверном хадисе со слов Самуры бин Джундуба, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Каждый новорожденный ребенок зависит от жертвоприношения, которое совершается за него на седьмой день после рождения, когда ему следует также сбрить волосы и дать имя»[2].

Если же с момента рождения прошло много времени, например год, два или три, то более сильное мнение заключается в том, что этот обряд аннулируется, и его уже не надо совершать.

Также в вышеупомянутом хадисе приводится довод на то, что Сунной является обрить голову мальчику. Что же касается девочек, то в их отношении ничего подобного не приходит в достоверной Сунне Пророка ﷺ. Обривать можно бритвой, но если возникнет какая-то опасность при этом, то можно использовать машинки для стрижки волос.

Что же касается того, что эти волосы следует собрать, взвесить и столько же отдать милостыню золотом или серебром, то нет ничего достоверного от нашего Пророка ﷺ, чтобы он повелевал подобное или согласился с этим[3].

То же самое касается такого распространенного в наших народах обряда, как чтение азана в правое ухо ребенка, а в левое — икъамата. Все хадисы на этот счет являются слабыми (см. фетву № 178).

Наша религия — это ясная и крепкая религия, которая основывается на достоверной Сунне Пророка ﷺ, а не на каких-то измышлениях или слабых доводах. Поэтому от всего того, что является слабым и недостоверным, необходимо отдаляться, а того, что является Сунной, надо придерживаться, получая за это награду.

А Аллаху ведомо лучше.

Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия

11 Мухаррам 1440 г. (21.09.2018.)
3
  • [1]

    Сунан Абу Дауда, хадис № 2834, т. 3, с. 174; Сунан Ат-Тирмизи, хадис № 1516, т. 3, с. 177; Сунан Ан-Насаи, хадис № 4215, т. 7, с. 164; Сунан Ибн Маджа, хадис № 3162, т. 4, с. 577; Сунан Ад-Дарими, хадис № 2011, т. 2, с. 1251; Муснад Ахмада, хадис № 27143, т. 45, с. 119.

  • [2]

    Сунан Абу Дауда, хадис № 2838, т. 3, с. 176; Сунан Ат-Тирмизи, хадис № 1522, т. 3, с. 181; Сунан Ан-Насаи, хадис № 4220, т. 7, с. 166; Сунан Ибн Маджа, хадис № 3165, т. 4, с. 579; Сунан Ад-Дарими, хадис № 2012, т. 2, с. 1251; Муснад Ахмада, хадис № 20083, т. 33, с. 271.

  • [3]

    Хадис, на который опираются делающие подобное, приводится у имама Ат-Тирмизи под номером 1519, но он является слабым, так как его цепочка передатчиков прервана: Абу Джа'фар Мухаммад ибн 'Али ибн Аль-Хусейн не застал 'Али ибн Абу Талиба, как на это указал сам имам Ат-Тирмизи, да помилует его Аллах.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста сообщите нам об этом по следующему адресу:
[email protected]