Вопрос № 265:
«Сделайте, пожалуйста, толкование этого дуа, которое передается в достоверной Сунне: «О Аллах, поистине, я прибегаю к благоволению Твоему от негодования Твоего и к прощению Твоему от наказания Твоего, и я прибегаю к Тебе от Тебя! Не сосчитать мне всех похвал, которых Ты достоин, ибо лишь Ты Сам воздал их Себе в достаточной мере!»»
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Это достоверный хадис, который передается от Айши, да будет доволен ею Аллах, и приводится в сборнике имама Муслима[1].
Однажды ночью Айша обнаружила, что Пророка ﷺ нет рядом. Она стала искать его и, коснувшись его ноги, поняла, что он делает суджуд. Она прислушалась и разобрала слова дуа, которое он говорил в суджуде:
اللَّهُمَّ إنِّي أعُوذُ بِرِضاكَ مِنْ سَخَطِكَ وبِمُعافاتِكَ مِنْ عُقُوبَتِكَ وأعُوذُ بِكَ مِنْكَ لا أُحْصِي ثَناءً عَلَيْكَ أنت كما أثْنَيْتَ على نَفْسِكَ
«О Аллах, поистине, я прибегаю к благоволению Твоему от негодования Твоего и к прощению Твоему от наказания Твоего, и я прибегаю к Тебе от Тебя! Не сосчитать мне всех похвал, которых Ты достоин, ибо лишь Ты Сам воздал их Себе в достаточной мере!».
Во-первых, из этого хадиса следует, что это дуа относится к деяниям Пророка ﷺ, как и его усердие по ночам. Пророк ﷺ крайне редко оставлял ночную молитву, только если он находился в пути или по другим шариатским причинам, так как эта молитва была для него обязательной.
Всевышний Аллах приказал ему:
قُمِ اللَّيْلَ إِلَّا قَلِيلًا
«Простаивай ночь без малого»
[Сура «аль-Муззаммиль», аят 2].
Поэтому выстаивание ночной молитвы для него было обязательным, а для нас — его Уммы — является желательным.
Во-вторых, это сообщение указывает на женскую ревность. Когда Айша, да будет доволен ею Аллах, проснулась, она стала искать Пророка ﷺ, подумав о плохом, как это часто бывает в приступе ревности: что он оставил ее и пошел к другой жене, хотя это была ее ночь. Для человека естественно испытывать ревность к тому, кого он любит, но это чувство не должно выходить за рамки в словах и делах и приводить к греховному.
В-третьих, мы видим, что Айша, да будет доволен ею Аллах, запомнила это дуа. Сподвижники были крайне внимательны ко всему, что видели и слышали от нашего Пророка ﷺ. Она могла не запомнить это дуа, случайно услышанное ею, но она запомнила его и передала Умме. И это одна из особенностей жен Пророка ﷺ и членов его семьи — они передали Умме то, что не мог передать никто, кроме них: как Пророк ﷺ брал малое и большое омовение, как он выстаивал ночи, какие дуа он произносил ночью и многое другое. Нет сомнения, что это великое дуа, которое приносит пользу по воле Аллаха.
Пророк ﷺ в этой мольбе говорит:
«اللَّهُمَّ إنِّي أعُوذُ بِرِضاكَ مِنْ سَخَطِكَ»
«О Аллах, поистине, я прибегаю к благоволению Твоему от негодования Твоего…»
Здесь содержится утверждение о том, что у Аллаха есть качество довольства и качество негодования, то есть Он бывает доволен и бывает не доволен определенными деяниями, какими Он пожелает. Прибегание к Его качествам и атрибутам является дозволенным, потому что это качества и атрибуты Аллаха. Поэтому Пророк ﷺ прибегал к Его довольству от Его негодования.
Далее Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«وبِمُعافاتِكَ مِنْ عُقُوبَتِكَ»
«…и к прощению Твоему от наказания Твоего…»
То есть: чтобы я делал то, что приведет к прощению Всевышнего, и отдалялся от того, что приведет к Его наказанию.
Далее он ﷺ сказал:
«وأعُوذُ بِكَ مِنْكَ»
«…и я прибегаю к Тебе от Тебя!»
Это означает прибегаю к Тебе, о Аллах, и к тем Твоим атрибутам, которые приведут меня к благу, от Тебя и Твоих атрибутов, которые наказывают. Это прибегание к Аллаху и тем Его атрибутам, которые приносят человеку благо и пользу, от тех, которые ведут к наказанию и бедствиям.
После этого ﷺ сказал:
«لا أُحْصِي ثَناءً عَلَيْكَ»
«Не сосчитать мне всех похвал, которых Ты достоин…»
То есть: я не могу воздать Тебе хвалу, полностью соответствующую Твоему величию. Ни один человек, даже Пророк ﷺ, не способен воздать Аллаху совершенную и полную хвалу, перечислить все славословия, которых Он достоин. Пророк ﷺ сказал, что даже он не может сосчитать всех похвал, которых достоин Всевышний.
Далее идут его ﷺ слова:
«أنت كما أثْنَيْتَ على نَفْسِكَ»
«…ибо лишь Ты Сам воздал их Себе в достаточной мере!»
Они означают: только ты Сам можешь воздать Себе хвалу в достаточной мере, потому что все о Себе знаешь только Ты Сам. Ни одно из творений Аллаха не знает о Нем всего.
В Священном Коране сказано:
وَلَا يُحِيطُونَ بِهِ عِلْمًا
«…они не способны объять Его своим знанием»
[Сура «Та Ха», аят 110].
Ни одно из творений не может объять Всевышнего своим знанием. Аллах открыл Своим творениям те из Своих имен, атрибутов, действий и прав, знание которых нам необходимо. Но это не означает, что мы знаем все, что касается Творца. Этого не знает ни одно творение. Один только Аллах знает о Себе все, что касается Его Самого.
В другом хадисе, переданном от ‘Али ибн Абу Талиба, говорится, что этой мольбой Пророк ﷺ завершал свои ночные мольбы[2].
Как бы там ни было, эта мольба является достоверной и великой. И если человек будет произносить ее в ночных молитвах в суджуде, как это делал Пророк ﷺ, то он последует Сунне. А если он будет произносить ее не в ночных, а в обычных молитвах, то в этом не будет противоречия Сунне, поскольку это дуа пришло от Пророка ﷺ.
А Аллаху известно лучше.