Вопрос № 207:
«Я слышала, что можно делать аборт до 120 дней внутриутробного развития плода, пока ангел не вдохнет в ребенка душу. Если аборт дозволен до 120 дней, можно ли его делать, если у ребенка есть патологии?»
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного дня.
Всевышний Аллах в Священной Книге говорит о тех, которые распространяют нечестие на земле:
وَإِذَا تَوَلَّىٰ سَعَىٰ فِي ٱلۡأَرۡضِ لِيُفۡسِدَ فِيهَا وَيُهۡلِكَ ٱلۡحَرۡثَ وَٱلنَّسۡلَۚ
«Когда он уходит, то начинает распространять нечестие на земле, уничтожать посевы и губить потомство».
[Сура «аль-Бакъара», аят 205]
Если люди отворачиваются от Откровения, то они распространяют по земле нечестие и губят посевы и плоды. Слово «نَسۡلٌ» [насль] — «потомство», относится к плоду человека, животных, и растений, — и все это запрещается губить. Исходя из данного аята, в основе своей аборты в Исламе являются запрещенными в любое время развития плода, будь это до или после сорока или ста двадцати дней.
Однако запрет на это является основой, после которой возможны три ситуации, когда при исключительных случаях дозволяется аборт.
Первая: когда плод еще не достиг сорока дней, и есть шариатская причина на это. В этом случае дозволяется аборт без привлечения врачей.
Например, муж и жена пребывают в чужом неисламском государстве, в котором им не известно, что станет с их ребенком после появления его на свет и какие последствия могут быть для него в этой стране. У них есть шариатская причина, чтобы там не планировать беременность, пока не будет известно все, что касается будущего этого ребенка, и пока не будет собрана вся необходимая информация, гарантирующая безопасность для их семьи. В данном случае до сорока дней они могут сделать аборт, конечно же, сначала посоветовавшись с теми, кто обладает шариатскими знаниями.
Вторая: когда плоду от сорока и до ста двадцати дней, аборт дозволяется, если есть какая-то опасность для здоровья матери.
Например, у недавно родившей женщины появились проблемы со здоровьем, а новая беременность с последующими родами усугубит ее состояние еще больше. Если два мусульманских врача-специалиста в этой области по медицинским показаниям подтвердят необходимость прервать беременность, то женщина может сделать аборт в данном периоде беременности.
Третья: после ста двадцати дней аборт дозволяется только в случае очевидной смерти матери, которая может наступить, если не прервать эту беременность.
До ста двадцати дней плод также считается живым организмом, однако он не имеет душу, из-за которой можно назвать его человеком. Но после — это уже человек. Поэтому, чтобы сделать аборт после ста двадцати дней, должна быть такая причина, как смерть матери. Если достоверно известно, и после тщательного обследования комиссия врачей мусульман подтвердит, что беременность и роды приведут к смерти матери, только в этом и подобных случаях разрешается аборт в данный период развития плода.
На это ученые взяли доводом историю из Суры «аль-Кахф», в которой Хидр убил ребенка из-за его родителей. Говорил Всевышний Аллах в Коране:
فَٱنطَلَقَا حَتَّىٰٓ إِذَا لَقِيَا غُلَٰمٗا فَقَتَلَهُۥ
«Они (Муса и Хидр) продолжили путь, пока не встретили мальчика, и он убил его».
[Сура «аль-Кахф», аят 74]
Исходя из этого некоторые правоведы посчитали, что разрешается аборт для спасения жизни матери, но с утверждением мусульманских врачей, что для нее нет никакого шанса выжить, кроме как прервать беременность.
Также необходимо упомянуть, что в таких случаях врачам неизвестно предопределение, но они могут делать подобные выводы исходя из своего профессионального опыта и статистики медицинских прогнозов. Если врачи разрешат аборт по показаниям, влияющим на жизнь и смерть, то это дозволено. Во всех остальных случаях это является запретным.
А Аллаху ведомо лучше.