Вопрос №180:
Можно ли, наказывая, ставить детей в угол? И как правильно воспитывать мальчиков в Исламе? Сделайте нам, пожалуйста, наставление.
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Нет сомнения в том, что все нормальные люди, мусульмане они или нет, праведные они или нет, желают блага своим детям. Они переживают за их здоровье, воспитание, взросление, развитие, понимание, вероубеждение и т. д. Каждого родителя, без исключения, заботят эти моменты, кроме как если он является невменяемым.
Всевышний Аллах ниспослал нам эту великую книгу — Коран — и Сунну нашего Пророка ﷺ для того, чтобы мы извлекали из них пользу, необходимую для жизни. В этом Откровении только благое и польза, в том числе и методы воспитания детей, которые мы извлечем из следующих историй. В первой истории говорится, как один человек проходил возле селения и, глядя на него, задался вопросом:
قَالَ أَنَّىٰ يُحۡيِۦ هَٰذِهِ ٱللَّهُ بَعۡدَ مَوۡتِهَاۖ فَأَمَاتَهُ ٱللَّهُ مِاْئَةَ عَامٖ ثُمَّ بَعَثَهُۥۖ
«Он сказал: «Как Аллах воскресит это после того, как все это умерло?» Аллах умертвил его на сто лет, а затем оживил».
[Сура «аль-Бакъара», аят 259]
Похожий вопрос был у Ибрахима, мир ему, который спросил у Аллаха:
وَإِذۡ قَالَ إِبۡرَٰهِـۧمُ رَبِّ أَرِنِي كَيۡفَ تُحۡيِ ٱلۡمَوۡتَىٰۖ
«Вот сказал Ибрахим: «Господи! Покажи мне, как Ты оживляешь мертвых?»
[Сура «аль-Бакъара», аят 260]
قَالَ فَخُذۡ أَرۡبَعَةٗ مِّنَ ٱلطَّيۡرِ
Он сказал: «Возьми четырех птиц, зарежь их…»».
[Сура «аль-Бакъара», аят 260]
Всевышний Аллах повелел ему взять четырех птиц, умертвить их и положить на разные холмы, смешав части их тел. И Всевышний показал ему великое знамение в том, как Он оживил этих птиц.
В третьей истории человек пришел с костями и рассыпал их, сказав:
قَالَ مَن يُحۡيِ ٱلۡعِظَٰمَ وَهِيَ رَمِيمٞ ٧٨ قُلۡ يُحۡيِيهَا ٱلَّذِيٓ أَنشَأَهَآ أَوَّلَ مَرَّةٖۖ وَهُوَ بِكُلِّ خَلۡقٍ عَلِيمٌ ٧٩
«Он сказал: «Кто оживит эту кость после того, как она рассыпалась?» Скажи: «Оживит их Тот, Кто создал их в первый раз. Он ведает о всяком творении»».
[Сура «Ясин», аяты 78-79]
Обратите внимание на эти три истории. В первой Аллах умертвил человека и воскресил его; во второй Он показал Ибрахиму, мир ему, то, что ему было нужно; в третьей же истории —Всевышний просто сказал об этом.
Таким образом, из этих повествований мы выделяем три основных метода воспитания: словом; образцом — когда ты сам показываешь ребенку, каким надо быть; деятельностью — когда ты его задействуешь в том или ином деле.
Все три вопроса были о воскрешении мертвых, и Аллах показал это разными способами: одного задействовал, второму показал образец, а третьему — просто сказал. Это указывает нам на то, что в воспитании детей, взрослых и пожилых и в отношениях между собой мы должны применять все эти три метода.
Первый: благим словом. Сюда относятся добрые высказывания, наставления, притчи, истории, которые приходят в Коране и Сунне и являются великими назиданиями. Однако это должно совершаться мудро, может быть, косвенно и непрямолинейно.
Второй: своим примером. Когда дети видят в своих родителях плохой пример: отец и мать не молятся, не постятся, не читают книги, не ходят в мечеть, распивают спиртные напитки, — то какими должны стать эти дети!? Они будут такими же, как и их родители, потому что начнут делать то, что видят в семье.
Передается в достоверном хадисе от нашего Пророка ﷺ:
«Поистине, в теле человека есть кусочек плоти, и если он является благим, то и все тело будет благим, если же он является испорченным, то и все тело будет испорченным, — и это сердце».
— Сахих Аль-Бухари, хадис № 52, т. 1, с. 20; Сахих Муслима, хадис № 1599, т. 5, с. 50.
То же сравнение можно применить и к понятию семьи: общество — это тело, а семья — его сердце. Когда семья испорчена, то портится и общество. Если в семье родитель испорчен, то портятся и дети, потому что они смотрят на родителей и больше воспринимают то, что видят, чем то, что слышат.
Третий: действием. Детям надо поручать полезные задания, чтобы они были соучастниками дел своей семьи, а не просто наблюдателями со стороны и потребителями.
Мы указали лишь на некоторые методы воспитания, представленные в Коране. Также есть и другие действенные методы, и если мы вернемся к Откровению, то непременно найдем и их. Не надо ничего придумывать, ходить на запад или восток к неверующим, буддистам, психологам и другим людям, задавая вопросы о воспитании. У нас, мусульман, хвала Аллаху, все есть. Однако проблема заключается в том, что нет тех, кто возвращается к религии, стремится изучить и познать эту пользу.
А Аллаху ведомо лучше.