Вопрос №183:
«Как правильно составить завещание по Исламу?»
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Всевышний Аллах говорит в священном Коране:
كُتِبَ عَلَيۡكُمۡ إِذَا حَضَرَ أَحَدَكُمُ ٱلۡمَوۡتُ إِن تَرَكَ خَيۡرًا ٱلۡوَصِيَّةُ
«Когда смерть приближается к кому-либо из вас, и он оставляет после себя добро, то ему предписано оставить завещание…»
[Сура «аль-Бакъара», аят 180]
Исходя из данного аята, для человека, который владеет имуществом, является обязательным составить завещание.
У многих мусульман есть небольшая путаница по поводу определения завещания с точки зрения нашей религии. На это повлиял тот факт, что многие, не зная толком своей религии, переняли у неверующих неправильное понимание сути завещания, с его формами и условиями, не имеющими отношения к Исламу. Подобное происходит, когда мусульмане отдаляются от своей религии и от познания ее законоположений, что может привести к уподоблению мусульман в этих вопросах неверующим.
В связи с этим, прежде чем объяснить, как распределяется наследство, следует объяснить, что же такое завещание в нашей религии и какое определение дали ему наши ученые-правоведы.
Завещание — то, что отдает человек после своей смерти. Это может являться садакъа (милостыней), подарком или закятом.
У завещания есть три условия.
Первое: завещание не дается наследникам. Как сказал Пророк ﷺ в достоверном хадисе:
«Нет завещания наследникам».
— Сунан Абу Дауда, хадис № 3565, т .3, с. 527; Сунан Ат-Тирмизи, хадис № 2120, т. 3, с. 620;Муснад Ахмада, хадис № 22294, т. 36, с. 628.
Это значит, что если у человека имеются наследники: родители, дети, супруг или супруга, — то он не имеет права завещать им имущество после своей смерти, так как они и так получают долю из этого имущества, установленную нашей религией. Иначе говоря, завещание не имеет смысла ввиду того, что пользоваться имуществом умершего — это право наследников, кроме как только если они это сами не дозволили.
Предположим следующую ситуацию: человек заболел, и из трех его сыновей младший бросил свою работу, взявшись ухаживать за своим болеющим отцом. И если отец оставил в завещание этому сыну из имущества долю немного больше, чем остальным сыновьям, по причине того, что он ухаживал за ним, то это не дозволяется, кроме как с разрешения остальных братьев. Они могут сказать: «Наш отец проявил справедливость, и наш младший брат оставил свои дела ради отца, поэтому нуждается в некоторых финансовых возможностях», — и только в таком случае это является разрешенным. Однако, в основе своей, сказал Пророк ﷺ: «Нет завещания для наследников»[1],и они забирают свои доли согласно тому, как узаконено в шариате.
Второе: завещание не должно составлять более трети (⅓) имущества.
Например, человек умер, оставив после себя имущество (дом, автомобиль, денежные средства, драгоценности), которое оценивается в 900 тыс. рублей. Из этого имущества он завещал половину своему другу, или на строительство мечети, или, например, на колодцы в Африке. Данное его завещание не может быть исполнено, так как, согласно религии, он не может завещать больше трети своего имущества. Следовательно, из этих 900 тыс. рублей только 300 тыс. он может завещать на благотворительность. Если же он завещал больше трети, то наследники должны дозволить это, так как имущество умершего (которое свыше трети) уже принадлежит им. Они должны сказать: «Нет проблем. Мы согласны с тем, что завещал наш отец». В таком случае завещание становится приемлемым и дозволенным. Однако, в основе своей, человек имеет право завещать не более трети своего имущества.
Доводом на это является известная история в достоверном сборнике имама Муслима, да помилует его Аллах, от Са’да ибн Аби Уаккъаса, одного из десяти сподвижников, обрадованных при жизни Раем, да будет доволен ими Аллах. Когда Са’д тяжело заболел, Посланник Аллаха ﷺ пришел навестить его, и он сказал ему: «Я богат, а наследников, кроме дочери, у меня нет, так не раздать ли мне две трети своих денег бедным?» Тот ﷺ ответил: «Нет». Тогда Са’д спросил: «А половину, о Посланник Аллаха?» В ответ снова прозвучало: «Нет». Тогда Са’д спросил: «А треть, о Посланник Аллаха?» И Он ﷺ сказал:
«Треть, но и трети будет много, ведь, поистине, тебе лучше оставить своих наследников богатыми, чем лишенными имущества и (вынужденными) просить у людей!».
— Сахих Муслима, хадис № 1628, т. 5, с. 71.
Третье: завещание не должно содержать ничего запретного. Нельзя завещать тратить имущество на запрещенные шариатом вещи.
Примером является завещание открытия пивных баров, дискотек, покупки музыкальных инструментов, постройка мечети на территории кладбища и так далее. То, что запрещено в нашей религии, запрещено и в завещании. Многие мусульмане, к сожалению, в подобных случаях исполняют такое завещание. Но на самом деле оно становится недействительным, и является запрещенным исполнять его.
Важное примечание: первые два условия имеют место до тех пор, пока наследники не дадут свое согласие. В третьем же условии нет нужды в разрешении наследников, так как оно является запретным в любой ситуации. Если наследники, несмотря на запретность завещания, дали ему вступить в силу, то они считаются грешниками, равно как и тот, кто оставил подобное завещание после себя.
Приведем пример: отец завещал построить над своей могилой мавзолей или установить огромный камень с фотографией. Наследники не имеют права сказать: «Как мы можем противоречить нашему отцу, ведь он завещал построить памятник с фотографией?» Это является запретным, и, возможно, тот, кто завещал подобное, сделал это по незнанию. Но вам ведь известно, что это не дозволено, и, если не хотите причинить вред умершему родителю после его смерти, то не выполняйте это завещание.
Также необходимо добавить, что к завещателю предъявляются следующие условия: он не должен быть ребенком, сумасшедшим, действовать под принуждением или будучи при смерти. Данная тема была освещена довольно кратко, и, конечно, она требует более глубокого изучения.
А Аллаху ведомо лучше.
Как быть в ситуации, если двое из наследников дозволили свое имущество, а один нет?
Завещание исполняется с доли тех, которые его дозволили, а долю того, кто не дозволил, не трогают, потому что это его имущество. Например, после смерти отца его трем сыновьям досталось по сто тысяч рублей каждому. Однако третьему из них он завещал дополнительные сто тысяч рублей, по тем или иным причинам. Первые два брата разделились во мнениях: один дозволил это, а другой — нет. Он имеет на это полное право, так как данное имущество принадлежит в том числе и ему. Тогда с доли того, который дозволил, дается третьему сыну. Что же касается того, кто не дозволил, то ему отдается полное его имущество.
Подобная ситуация является частым явлением. В исламских республиках практически стало обычаем, когда младшие сыновья остаются с родителями и наследуют все их имущество. Старшие же сыновья ничего не наследуют, а дочери — тем более. Это, без сомнений, является несправедливым. У старших сыновей и у дочерей есть доля в наследстве, кроме как если они сами это не дозволили, посчитав, что младший брат ухаживал за родителями, и они не хотят, чтобы дом продавали и делили между ними. В противном случае имущество необходимо поделить согласно Шариату, несмотря на обычай.
Детали того, как делится имущество, — это уже другой вопрос. Человек должен пойти к знающему мусульманину, рассказать свою ситуацию и спросить о том, как все правильно сделать. Всевышний Аллах Сам разделил наследство в пяти аятах Корана, и даже Пророку ﷺ не дано было что-то решать в вопросах наследства. 99% вопросов, касающихся наследства, объясняются в Коране, а в Сунне имеются небольшие пояснения этих аятов.
Мусульманам необходимо соблюдать в этих вопросах Шариат. Ни в одной стране в мире не запрещается завещать и наследовать так, как ты хочешь. В подобных вопросах и проявляется вера человека — живет ли он по законам Всевышнего Творца или нет.
Сегодня многие заявляют, что хотят жить по Шариату. Но когда вопрос касается имущества, то они сразу хотят жить по адатам (обычаям) их народа. Как раз здесь и проверяется вера человека, так как никто не заставляет завещать так, как принято у них.
А Аллаху ведомо лучше.
Если человек завещал имущество наследнику, а тот потратил завещанное на запретное? Что скажете о хадисе, что нельзя засыпать, не оставив завещание?
Если завещающий заведомо знает о том, что наследник потратит завещанное ему на харам (запретное), то он не имеет права завещать ему имущество.
Передается в достоверных сборниках со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Непозволительно мусульманину, владеющему тем, что можно завещать, проводить две ночи, не написав завещания».
— Сахих Аль-Бухари, хадис № 2738, т. 4, с. 2; Сахих Муслима, хадис № 1627, т. 5, с. 70.
В другой версии данного хадиса у имама Муслима упоминается: «…проводить три ночи…»[2]. После передачи хадиса Ибн ‘Умар сказал: «С тех пор, как я услышал слова Посланника Аллаха, ﷺ который сказал это, я не провел и ночи, не имея составленного мной завещания».
Следовательно, человек, у которого есть какое-то имущество, обязан написать завещание. Также в самом начале мы упоминали аят, где Аллах говорит об обязательности этого в Коране[3].
Кто-то может спросить: «Почему Пророк ﷺ не написал завещания?» На самом деле Посланник Аллаха ﷺ ничего не оставил после себя, так как у него не было имущества. Все, что он имел, перешло в казну мусульман.
Также передается в достоверном хадисе, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Поистине, обладающие знанием являются наследниками пророков, пророки же не оставляют в наследство ни динаров, ни дирхамов, но оставляют в наследство одно только знание, и тому, кто приобрел его, достался великий удел».
— Сунан Абу Дауда, хадис № 3641, т. 4, с. 39[4].
Ни наш Пророк Мухаммад ﷺ, ни остальные пророки до него — никто из них не завещал своим наследникам ничего, кроме знаний, которые остались после них. Поэтому мы, мусульмане, должны им следовать, а не отворачиваться и отдаляться от них, и тогда нам достанется великий удел, который и обещал Посланник Аллаха ﷺ.
Также стоит упомянуть один важный момент, который непонятен некоторым людям. Сказал Всевышний Аллах в Коране:
مِنۢ بَعۡدِ وَصِيَّةٖ يُوصِي بِهَآ أَوۡ دَيۡنٍۗ
«После исполнения завещанного, которое он (умерший) завещает, или выплаты долга».
[Сура «ан-Ниса», аят 11]
Всевышний Аллах в данном аяте упоминает завещание прежде долга. По этой причине у некоторых людей возникла проблема с пониманием аята. К примеру, человек умер, оставшись должным кому-то определенную сумму денег. В тоже время в своем завещании он написал, что такую-то часть средств он хочет подарить своему соседу. Что в первую очередь надо сделать: отдать деньги соседу или вернуть его долг? Все ученые единогласны в том, что в первую очередь следует погасить его долг.
Но ведь в аяте сказано сперва о завещании, а потом упоминается о долге. Как это совместить? То, что в аяте сначала приходит завещание, а потом долг, не означает, что сначала надо исполнить завещание, а потом погасить долг. Однако Аллах обращает внимание на завещание прежде, чем на долг, потому, что вопрос долга не утеряется, кредиторы сами придут и потребуют долги. Если умерший был кому-то должен, то, без сомнения, тот человек придет и скажет: «Умерший задолжал мне сумму денег». Что же касается завещания, то наследники могут скрыть из него, что он завещал деньги такому-то человеку, и оно может утеряться.
Поэтому Всевышний упомянул завещание прежде долга по причине того внимания, которое ему нужно уделить. И это не означает, что долги ожидают завещания. Напротив, сначала выплачиваются долги, и только после этого отдается завещание.
А Аллаху ведомо лучше.