Ответы на вопросы

У кого получать знания?

Вопрос №188:
Очень частый вопрос, который поступает нам по поводу того, можно ли слушать такого-то человека, называя при этом различные имена и фамилии. Дайте, пожалуйста, наставление по этому поводу.

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня. Всевышний Аллах говорит в Коране:

وَلَقَدْ آتَيْنَا لُقْمَانَ الْحِكْمَةَ

«Мы даровали Лукману мудрость».
[Сура «Лукъман», аят 12]

Далее в суре Всевышний Аллах повествует нам о тех великих назиданиях, которые делает Лукман, мир ему, своему сыну. Данный аят является доводом на то, что человек должен знать, от кого он берет знания. Именно поэтому Всевышний сначала рассказал нам, что Он даровал Лукману мудрость, и только после этого поведал историю Лукмана и его сына и про те великие уроки, которые мы узнаем в этом завещании.

Кроме того, передается в достоверном сборнике имама Муслима от Мухаммада ибн Сирина, да помилует их Аллах, который сказал:

«Поистине, эти знания — религия, так смотрите же, от кого вы берете свою религию».

— Сахих Муслима, т. 1, с. 11; Сунан Ад-Дарими, асар № 433, т. 1, с. 397.

Ибн Сирин, да помилует его Аллах, не говорит о знании географии, химии или математики, однако он говорит про те исламские знания, с которыми пришел Пророк, ﷺ — и это Откровение, то, что мы находим в Коране и Сунне. Это и есть настоящие чистые знания, которые не имеют никаких сомнений и являются религией. Они — не просто знания, которые человек обрел и насладился ими, нет! Это его религия, и он живет на основе данных знаний, с помощью которых узнает, что такое харам и халяль; что он обязан делать по отношению к Аллаху, Свят Он и Велик, а что не должен; как ему строить отношения с людьми, родителями, супругой, детьми, соседями, родственниками. Все упомянутые знания есть в этой религии.

Нет религии без знаний. Если кто-то исповедует религию без знаний от Всевышнего Аллаха и от Посланников, — то он заблудший. Именно поэтому ибн Сирин сказал: «Поистине, эти знания — религия, так смотрите же, от кого вы берете свою религию». Раз это знание имеет такую важность, становится основой твоей религиии, то ты должен обратить пристальное внимание на того, от кого берешь эти знания.

Приведем пример. Если кто-то из нас заболеет, да сохранит Аллах каждого в благоденствии, то ведь он ищет лучшего доктора, который известен тем, что хорошо лечит людей и разбирается в этой науке. Заболевший ведь не ищет неизвестных интернет-врачей в YouTube, где некомпетентные люди могут посоветовать ему, какое лекарство принять, а какое нет, навредив ему. Подобное может сделать только умалишенный.

Нормальный человек обратится к специалисту, который посоветует правильный метод лечения. Он идет к лучшим врачам, в лучшие больницы, к тем докторам, которые известны.

Все это он совершает в том, что касается его тела. Так почему же в том, что касается его души, его мирской и загробной жизни, человек не делает то же самое? Он обязан делать даже намного больше, если речь идет о его религии!

Многие братья, которые дают знания, не могут говорить о себе в подробностях: кто они такие, сколько учились и тому подобное. Это не подобает скромным людям. Однако тот, кто хочет узнать о том или ином проповеднике, имеет возможность это сделать. Если он узнал, что такой-то учился у таких-то шейхов, — этого достаточно. Он может пойти к этим шейхам и спросить: «Такой-то у вас учился. Что вы о нем думаете? Можно ли брать от него знания?» Так и узнавали во все времена. Но, чтобы кто-то выходил и хвастался, сколько он прочел книг, сколько выучил из Корана и Сунны, из текстов акъыды или фикъха, — это неприемлемо.

Тот, кто хочет узнать, должен совершить причины для этого. Если не может сам, то пусть поручит кому-то, чтобы для него спросили. Таким образом он защитит свою религию, сохранит ее.

Что же касается тех вопросов, которые приходят не только ко мне, но и ко многим братьям: «Можно ли брать у такого-то знания? Можно ли учиться в этом учреждении?», — то это, конечно, правильно, что люди интересуются подобными темами. Но данный вопрос нужно рассматривать с другой стороны. Бывают люди, которых мы знаем как хороших братьев или сестер, а образовательные организации — мы о них ничего плохого не слышали. Однако сделать точный анализ того, что эти люди имеют знания и правильно передают их, затруднительно. Если сам лично не знаешь хорошо человека, трудно его рекомендовать как знающего преподавателя.

Можно порекомендовать своих учеников, потому что понимаешь их уровень знаний, а также тех ученых, у кого ты сам учился. Однако невозможно советовать тех братьев, чей уровень знаний нам неизвестен. Мы знаем их только с хорошей стороны и ничего плохого о них не можем сказать, но это не означает, что мы можем советовать все, что они написали или где-то сказали. Со многими из этих людей нас связывают исключительно приятельские отношения, но уровень их знаний нам неизвестен.

Поэтому тому, кто хочет узнать о ком-то из обладателей знания, необходимо сперва узнать у кого он учился, а дальше спрашивать о нем уже у его учителей. Это правильный метод, который закрепит для вас эту великую основу, и вы будете брать знания от тех, кому дали рекомендации ученые.

А Аллаху ведомо лучше.

Полную версию (подробнее) вы может прослушать в аудио формате.