Вопрос № 226:
«Известно, что люди перед смертью видят ангела Израиля, мир ему. Видят ли его перед смертью слепые люди?»
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и его сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Я не знаю ни одного достоверного сообщения из Сунны Пророка ﷺ, указывающего на то, что есть ангел по имени Израиль или Азраиль; скорее всего, это имя было взято из книг людей Писания. Если кто-нибудь приведет достоверный хадис, в котором говорится подобное, мы с удовольствием изучим его.
В начале вопроса утверждается, что люди, находящиеся при смерти, видят ангелов. Автор вопроса говорит об этом как об известном факте. Необходимо сказать, что в основе своей люди ангелов не видят, однако есть некоторые исключения. В первую очередь, это, конечно же, пророки и посланники, которые видели ангелов и общались с ними, о чем упоминается в истории пророков, и из них:
- к Ибрахиму, мир ему, пришли ангелы и разговаривали с ним;
- к Луту, мир ему, пришли ангелы и он оказал им гостеприимство;
- Джибриль, мир ему, приходил к нашему Пророку ﷺ в облике никому не известного бедуина, а также в облике Дихьи аль-Кальби, да будет доволен им Аллах, одного из сподвижников. И однажды Пророк ﷺ видел ангела Джибриля, мир ему, в том облике, в котором он был сотворен.
Случаи, когда ангелов видели простые люди, не пророки и не посланники, были еще более редким явлением. Например, Джибриля, мир ему, в облике неизвестного бедуина, задававшего вопросы Пророку ﷺ, видели сподвижники, в том числе и ‘Умар, да будет доволен им Аллах, который передал известный хадис об этом[1]. Некоторые сподвижники видели Джибриля, мир ему, в облике Дихьи ибн Халифы Аль-Кальби. В достоверных сборниках аль-Бухари и Муслима приводится, что Са’д ибн Абу Уаккъас, да будет доволен им Аллах, видел двух ангелов в белой одежде во время битвы при Ухуде[2].
Что касается утверждения о том, что люди, находящиеся при смерти, видят ангелов, то это не является чем-то невероятным или невозможным. Некоторые имамы, например Ибн аль-Къайим и аль-Къуртуби, упоминали в своих книгах о том, что это возможно.
На возможность подобного косвенно указывают следующие аяты:
فَلَوْلَا إِذَا بَلَغَتِ الْحُلْقُومَ وَأَنتُمْ حِينَئِذٍ تَنظُرُونَ
«Когда душа дойдет до места своего выхода, и в это время вы будете видеть».
[сура «аль-Уакъы’а», аяты 83–84]
Это говорит о том, что умирающие увидят нечто, имеющее отношение к потустороннему миру. Некоторые ученые, исходя их этих аятов, делают вывод, что умирающие видят ангелов.
А по поводу того, увидит ли умирая ангелов тот, кто был слепым в этом мире, можно сказать, что если основа является слабой, то ответвление от этой основы тем более будет слабым. Если у ученых есть разногласия в основе, есть разные мнения, то в ответвлениях от этой основы разногласия увеличатся. Если Аллах пожелает, чтобы слепец перед смертью прозрел и увидел ангелов, — он прозреет и увидит ангелов, ведь нет никаких сомнений в том, что Аллах способен на всякую вещь.
Однако нас больше должно интересовать не то, что мы увидим во время своей смерти, а то, на чем мы умрем и с чем мы придем к Аллаху. Итог нашей жизни, тот запас, с которым мы подойдем к жизни вечной, — вот что должно беспокоить нас гораздо больше, чем подобные вопросы.
А Аллаху известно лучше.