Вопрос №28:
Восполняется ли Уитр намаз, и если да, то как правильно?
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Что касается молитвы аль-Уитр, то ученые разногласят о ее хукме, то есть в ее законоположении: является ли она обязательной или добровольной. Мы знаем, что в этом вопросе есть три мнения:
1. Мнение большинства ученых состоит в том, что она является добровольной — Сунна муаккада, то есть крепкая Сунна.
2. Мнение мазхаба Абу Ханифы — она является уаджибом, обязательной сунной.
3. Мнение, которое избрал Шейх аль-Ислям ибн Теймия e, — она является обязательной для чтецов Корана, то есть для тех, кто выучил Коран, и является Сунной для всех остальных.
Все эти три мнения имеют право на существование. Те, которые говорят, что это является обязательным, конечно же, ее восполняют, если не совершили вовремя. Время совершения молитвы Уитр — после ночной молитвы до утренней. Те же, кто говорит, что это является добровольной молитвой, не обязывают ее восполнять, потому что в основе она является добровольной, поэтому не может стать обязательной в исполнении. Однако если кто-то ее восполнил, то нет ничего страшного, так иногда Пророк ﷺ восполнял некоторые Сунны[1], в которых нет разногласий, что это Сунна. Например, Сунна после обеденного намаза, он ее иногда восполнял, хотя ни один из ученых не сказал, что она является уаджибом.
То, что касается добровольных молитв, человек может восполнять, а может и не восполнять — это возвращается к нему. Если же он это делает иногда, то ничего страшного. А Аллаху ведомо лучше.
По поводу ее восполнения ученые говорят: «القضاء مثل الأداء» (Совершают ее так же, как ее совершают в ее время). Что же касается Уитра, то здесь есть отличие, потому что Уитр — это нечетная молитва ночи, в то время как нечетной молитвой дня является аль-Магъриб. Поэтому мнение некоторых ученых таково, что когда ты возмещаешь Уитр, то не можешь уже делать ее нечетной, т. к. есть уже в этот день одна нечетная молитва – аль-Магъриб, поэтому ты не делаешь в один день две нечетные молитвы. Ты делаешь аль-Магъриб нечетной молитвой, а если в тот же день возмещаешь Уитр, то делаешь ее в виде 4-х рака’атов: если ты делаешь его в виде трех рака’атов обычно, то добавляешь еще один; если делаешь в пять рака’атов, то добавляешь еще один, делая ее в шесть, и т. д. А Аллаху ведомо лучше.
Здесь нужно упомянуть, что даже если Уитр намаз делается в свое время, она также не должна быть похожа на молитву аль-Магъриб. Либо человек, когда молится аль Уитр, делает три рака’ата вместе без второго ташаххуда, а на третьем ташаххуде, после чтения «ат-тахият» и «ас-салауат», дает «салям».
Либо же он разделяет его: делает два рака’ата и дает «салям», и потом делает один рака’ат. Все это делается для того, чтобы не было сходства с молитвой аль-Магъриб.
Что касается поднятия рук во время этой молитвы, то не пришло на эту тему ничего достоверного от Пророка ﷺ. Однако пришло достоверно от Умара ибн Аль-Хаттаба E, что он во время этой молитвы поднимал руки при чтении дуа аль-Къунут[2]. Поэтому большинство ученых считает, что является Сунной поднимать руки во время дуа аль-Къунут. И мы знаем, что мазхаб Абу Ханифы e не считает это Сунной, потому что от Пророка ﷺ нет ничего достоверного.
В итоге тот, кто не поднимает руки, имеет на это доводы, и тот, кто поднимает руки, следуя халифу Умару, также имеет на это доводы. И никто не порицает за эти деяния.
А Аллаху ведомо лучше.