Вопрос №53:
Я живу одна с детьми, и мне приходится работать. Держу магазин мусульманской одежды, в связи с чем приходится постоянно ездить в Горячеводск из Нальчика встречать товар. Иногда еду на маршрутке, а иногда беру такси. Оставить работу не могу, так как надо обеспечивать себя и детей.
Дозволяется ли мне купить машину и ездить на ней? И вообще, можно ли выезжать в такой путь без махрама?
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Ученые разногласят по поводу вождения мусульманкой автомобиля. Однако, если посмотреть в суть вопроса, станет ясно, что вождение автомобиля женщиной в основе не является запретным. Потому что было известно, что во времена Пророка ﷺ и тех, кто был после него, женщины пользовались разными средствами передвижения[1], которые были в то время: верблюды, кони и тому подобное. А если сравнить это с тем, что сегодня используется для передвижения, как, например, автомобили и т. п., то это даже является более безопасным, чем было тогда, и более скрытым для женщины, чем в то время.
Однако эта основа, которая говорит о дозволенности вождения, может иметь какие-то изменения вследствие тех факторов или ситуаций, которые могут возникнуть в жизни человека. Поэтому некоторые ученые запретили вождение женщинами, потому что это открывает много дверей для греха и ослушания. Если женщина станет водить автомобиль, невозможно будет контролировать, куда она поедет, где она находится, что делает.
Женщину необходимо охранять, подобно жемчужине, которая не выбрасывается на улицу, где ее все могут увидеть, достать, притронуться и бросить и т. д. Однако женщина в исламе — это нечто более ценное, что необходимо сохранять и быть внимательным к ней, будь это супруга, сестра, дочь или мать, и делать все возможное, чтобы отдалить своих женщин от всякого рода нечестия и запретного и т. п. И если открыть эту дверь, несомненно, это приведет к большим грехам и ужасным последствиям. Поэтому тому, что сегодня некоторые ученые запрещают это, есть свое подтверждение, понимание и логика.
Однако бывают исключительные ситуации, когда, например, женщина живет одна, у нее нет махрама, она нуждается в том, чтобы передвигаться каждый день на работу, возить детей в школу или в садик. Нет у нее рядом ни брата, ни отца, ни взрослого сына, ни мужа, кто бы делал это за нее. В такой ситуации для нее лучше, конечно, ездить на своем автомобиле, чем она будет пользоваться общественным транспортом, где присутствуют посторонние мужчины, тем самым подвергая себя всякого рода взглядам, разговорам и тому подобное.
Поэтому, если у нее нет махрама и она при этом нуждается в каждодневных передвижениях в месте своего жительства, и эти поездки не являются путешествием, т. е. она одна не выезжает в путь, то при всех подобных условиях, как исключение из правил, это является для нее дозволенным.
Что же касается ее разъездов из одного города в другой, то мне неизвестно, какое между ними расстояние. Однако известно, что расстояние путешествия — 89 километров. То есть как это было во времена Пророка ﷺ: около 89 километров — то, что является по шариатским меркам путешествием.
Поэтому, если она не выезжает за расстояние этого путешествия, это для нее является дозволенным при всех тех условиях, которые мы упомянули ранее.
А Аллаху ведомо лучше.