Вопрос № 205:
«Сделайте наставление братьям и сестрам, которые создают семьи и живут с людьми, открыто говорящими слова куфра (неверия)».
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
В нашей религии есть одно очень важное правило. Оно заключается в том, что обвинение в неверии (такфир) является правом Аллаха и Его Посланника ﷺ, и только. Оно осуществляется, исходя из текстов Корана и Сунны, тремя методами.
Первый: обвинение в неверии конкретных личностей, таких как Фараон, Карун и им подобные.
Второй: обвинение в неверии определенной категории людей, таких как многобожники, люди Писания, огнепоклонники и им подобные.
Третий: обвинение в неверии какого-то качества или слова, которое кто-то произносит; действия, которое кто-то выполняет; убеждения, которое кто-то имеет в себе; оставления чего-то, если это является неверием.
Таким образом, мы понимаем, что тексты Корана и Сунны имеют три формата в вопросах такфира: либо частного, либо в отношении определенных категорий людей, либо по отношению к каким-то качествам.
Тема, которая затрагивается в этом вопросе, — то, что некоторые женятся или выходят замуж, строя семью вместе с теми, кто произносит слова неверия. Слова неверия — это такие изречения, которые выводят из Ислама, однако даже эти слова имеют степени, и кое-что из этого мы ранее обсуждали в толковании слов Всевышнего:
كَبُرَتْ كَلِمَةً تَخْرُجُ مِنْ أَفْوَاهِهِمْ
«Тяжки слова, выходящие из их уст».
[Сура «аль-Кахф», аят 5].
Даже одно слово может вывести человека из Ислама, однако существует разница между словами. Если кто-то отрицает что-нибудь из Корана — он совершает неверие, как, например, тот, кто сказал, что мужчина не получает четвертую часть наследства женщины, если у нее есть дети. Он отрицает явный аят Корана, в котором Всевышний Аллах сказал:
فَإِن كَانَ لَهُنَّ وَلَدٌ فَلَكُمُ الرُّبُعُ مِمَّا تَرَكْنَ
«Но если у них есть ребенок, то вам принадлежит четверть того, что они оставили».
[Сура «ан-Ниса», аят 12].
Однако знаниями об этом обладает далеко не каждый мусульманин, поэтому подобным словам неверия можно найти оправдание. Если до этого человека донесли, сказав: «Ты отрицаешь ясный аят из Корана», — и он, осознав свою ошибку, вернулся к истине, то нет проблем. Несомненно, слова неверия такого человека отличаются от изречений того, кто ругает Всевышнего Аллаха, Его Посланника ﷺ или Его Книгу: и то и другое является словами неверия, но однако видна между ними разница. Разумный человек, называющий себя мусульманином, не может ругать Аллаха, Его Посланника ﷺ и Его Книгу. Это может сделать только враг нашей религии.
Таким образом, слова неверия имеют две степени:
- в первом случае только того, что человек это сказал и не был принужден к этому, достаточно, чтобы он стал неверным. С таким запрещается заключать брак и строить семейную жизнь, а имеющийся брак сразу же аннулируется;
- в другом же случае есть такие слова, которые, даже если они являются проявлением неверия, об этом неизвестно большинству мусульман. Они могут быть произнесены ими по невежеству или из-за путаницы, по ошибке. Тут совсем другая ситуация.
Поэтому является неправильным сказать однозначно, что такое-то слово является неверием, и брак аннулируется, сразу вынося такфир.
Вопрос такфира — это очень серьезная тема, и это не то, чем можно играться или относиться невнимательно и небрежно. Напротив, войти в эту религию очень легко, сказав свидетельство единобожия (шахада), и затем не нарушать его.
Однако, чтобы сказать, что какой-то человек вышел из религии, существует целый механизм действий: дошло ли до него доказательство? Понял ли он его? И даже после того, как он понял, его на некоторое время арестовывают в мусульманской стране и дают время для покаяния. Много процедур выполняется, чтобы остался человек в этой религии и одумался. Шариат желает, чтобы люди остались в его лоне, а не вышли из этой религии.
Если какой-то человек произнес то, что является неверием, необходимо возвращаться к знающим людям в той местности, где вы живете. Надо спросить у них: «Какие есть виды неверия? Является ли такое-то слово неверием или нет? Нарушен ли наш брак?» И только в этом случае, если получено грамотное объяснение от знающих людей, следует предпринимать какие-либо шаги.
Хотелось бы обратить ваше внимание еще на одно важное положение. Всевышний Аллах говорит, что даже одно слово привело их к неверию:
وَلَقَدْ قَالُوا كَلِمَةَ الْكُفْرِ وَكَفَرُوا بَعْدَ إِسْلَامِهِمْ
«…а ведь они произнесли слово неверия и стали неверующими после того, как обратились в Ислам».
[Сура «ат-Тауба», аят 74].
Исходя из этого, даже одно слово может привести к неверию. Нам известно, что вера — это убеждения, слова и деяния. То же самое касается и неверия, оно может быть по убеждениям, словам и деяниям. Те же, кто говорит, что неверие может быть только по убеждениям в сердце, придерживается идеологии секты мурджиитов, сузивших вопросы неверия только к убеждению.
Если человек произнес слова неверия, даже если в сердце не считает это правильным, и сделал это без принуждения, без ошибки, то он становится неверным только из-за слов. Если же он в этих словах еще и убежден, то дважды становится неверным, за убеждения и за слова. Если же он совершает еще к этому какое-то действие, выводящее из Ислама, то он трижды неверный: за убеждения, за слова и за дела. Каждая из этих форм: убеждения, слова и дела — указывает либо на веру, либо на неверие.
Однако, как мы уже упомянули, эти проблемы разбираются только знающими людьми. Каждый подобный вопрос необходимо решать в отдельности, изучая все его детали, а не на эмоциях, пристрастиях и гневе.
А Аллаху ведомо лучше.