Вопрос №25:
Является ли чтение суры Аль-Фатиха в молитве обязательным?
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
В этом вопросе имеются разногласия у ученых:
— некоторые говорят, что это является обязательным;
— другие считают, что это не является обязательным, если молитва читается за имамом;
— иные полагают, что если молитва читается за имамом и чтение имама было вслух, то не обязательно; если же чтение имама было «про себя», то является обязательным, и это более сильное мнение, потому что оно объединяет в себе все доводы.
Ведь Пророк ﷺ сказал:
«لَا صَلَاةَ لِمَنْ لَمْ يَقْرَأْ بِفَاتِحَةِ الْكِتَاب»[1]
и в другой версии:
«من لم يقرأ بفاتحة الكتاب فصلاته خداج»[2]
То есть молитва того, кто не читал суру Аль-Фатиха, является неполноценной, неправильной. Это приводят многие мухаддисы, и хадис является достоверным. И, с другой стороны, мы знаем Аят, где Аллах, Свят Он и Велик, говорит:
وَإِذَا قُرِئَ الْقُرْآنُ فَاسْتَمِعُوا لَهُ وَأَنصِتُوا لَعَلَّكُمْ تُرْحَمُونَ
«Если читают Коран, то молчите и слушайте. Быть может, вы будете помилованы».
[Сура «Аль-А’раф», аят №204]
Поэтому, если имам читает вслух, то человек молчит и слушает, если же имам читает «про себя», тогда человек поступает так же. Если же он читает один, то, понятно, он читает суру Аль-Фатиха.
Для тех же, кто только начал изучать суру Аль-Фатиха и молится за имамом, нет ничего страшного, пока они ее не выучили; один-два дня, пока учат суру, они читают за имамом в то время, когда имам ее читает «про себя». Однако когда они читают одни, без имама, делают это хотя бы с листочка и учат суру Аль-Фатиха, потому что чтение ее является обязательным.
А Аллаху ведомо лучше.