Вопрос № 215:
«Является ли запретным непосещение пятикратного коллективного намаза в мечети? И на расстоянии скольких километров должна находиться мечеть от дома, чтобы спала обязанность посещать пятикратный коллективный намаз?»
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
У ученых есть разные мнения по поводу пятикратной молитвы в джамаате. Есть те, кто сказал, что это является сунной, а есть и те, кто утверждает, что это является обязательным, и мнение об обязательности — наиболее сильное. На это указывают достоверные, прямые и ясные доводы из Корана и Сунны. Так, например, аят, в котором Всевышний Аллах говорит:
وَإِذَا كُنْتَ فِيهِمْ فَأَقَمْتَ لَهُمُ الصَّلَاةَ فَلْتَقُمْ طَائِفَةٌ مِنْهُمْ مَعَكَ
«Когда ты находишься среди них и руководишь их намазом, то пусть одна группа из них встанет вместе с тобой».
[Сура «ан-Ниса», аят 102]
Этот аят касается молитвы страха, когда мусульмане выходили на сражения. Даже в этой ситуации Всевышний Аллах повелел им совершать молитву вместе. Что же касается тех, кто не находится в страхе, то тем более это для них является обязательным.
Также в достоверном хадисе от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который привели имамы аль-Бухари и Муслим, Пророк ﷺ сказал:
وَالَّذِى نَفْسِى بِيَدِهِ لَقَدْ هَمَمْتُ أَنْ آمُرَ بِحَطَبٍ فَيُحْطَبَ ، ثُمَّ آمُرَ بِالصَّلاَةِ فَيُؤَذَّنَ لَهَا ، ثُمَّ آمُرَ رَجُلاً فَيَؤُمَّ النَّاسَ ، ثُمَّ أُخَالِفَ إِلَى رِجَالٍ فَأُحَرِّقَ عَلَيْهِمْ بُيُوتَهُمْ ، وَالَّذِى نَفْسِى بِيَدِهِ لَوْ يَعْلَمُ أَحَدُهُمْ أَنَّهُ يَجِدُ عَرْقًا سَمِينًا أَوْ مِرْمَاتَيْنِ حَسَنَتَيْنِ لَشَهِدَ الْعِشَاءَ
«Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, бывало так, что хотел я приказать насобирать дров, потом велеть призвать людей на молитву, потом велеть кому-нибудь быть имамом, а потом явиться к тем людям, которые не пришли на молитву, и сжечь их дома дотла! Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, если бы кто-нибудь из них узнал, что получит здесь кость с куском жирного мяса или пару добрых овечьих копыт, он непременно явился бы на вечернюю молитву!»
— Сахих аль-Бухари, хадис № 644, т. 1, с. 131; Сахих Муслима, хадис № 651, т. 2, с. 123.
Этот хадис является прямым и ясным доводом на обязательность молитвы в джама’ате. Однако Пророк ﷺ не сжег их дома из-за того, что в них находились женщины и дети.
Что же касается того, сколько километров должно быть расстояние от дома до мечети, то понятно, что во времена Пророка ﷺ не рассчитывали эти вопросы километрами. Однако это рассматривается с точки зрения азана. Если человек слышит у себя дома голос муаззина без каких-то усилителей и микрофонов, то он обязан ответить на этот азан. Если же азан слышится только с микрофоном и усилителями, то, соответственно, это не является для него обязательным, но желательно.
Также здесь надо учитывать, что в то время не было таких окон и дверей, как сегодня, которые полностью закрывают помещение, и ничего не слышно, что творится на улице. Поэтому если кто-то откроет окна и двери и услышит азан человека без каких-то усилителей, то в этом случае для него становится обязательным посетить данную молитву. Если же этого нет, и он не слышит ее, то, соответственно, для него это не является обязательным.
Обязательно ли совершать намаз джама’атом в молельной комнате?
Если произносят азан, то без разницы, молельная это комната или мечеть. Если дается азан, и человек его слышит, то он обязан ответить на этот азан.
А Аллаху известно лучше.