Вопрос №160:
Является ли рвота младенца наджасом?
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Если посмотреть на все, что выходит из человека во время физиологических процессов, происходящих в организме, то это можно разделить на три категории.
Первая категория: то, что выходит из человека и является чистым, без разногласия. Например, слюна и пот.
Вторая категория: то, что выходит из человека и является наджасом, без разногласия. Например, то, что выходит при малой и большой нужде.
Третья категория: то, в чем есть разногласия, как, например, рвота, небольшая кровь, которая может выделяться из тела человека (сюда не входит пролитая кровь, которая имеется в виду в Коране, являющаяся наджасом единогласно), также «аль-маний» — жидкость, выделяемая во время близости между супругами, и другое.
Соответственно, рвота — это то, в чем есть разногласия у ученых.
Большинство ученых сказали, что рвота является наджасом. Доводом они приводят хадис из достоверного сборника имама Муслима, что Пророк ﷺ сказал:
«Тот, кто забирает свой подарок, подобен тому, кто возвращает свою рвоту».
— Сахих Аль-Бухари, хадис № 2621, т. 3, с. 164; Сахих Муслима, хадис № 1622, т. 5, с. 64[1].
В другой версии:
«Подобен собаке, которая возвращается к своей рвоте».
— Сахих Аль-Бухари, хадис № 2589, т. 3, с. 158; Сахих Муслима, хадис № 1622 (8), т. 5, с. 64[2].
Из этого хадиса они сделали вывод, что рвота является наджасом, потому что делать подобное является запретным, а запретное в некоторых текстах Шариата порой упоминается как наджас.
Также некоторые из них сказали, что рвота является наджасом по аналогии с тем, что выходит из человека, когда он справляет большую нужду. Иначе говоря, то, что изменилось в желудке человека, является наджасом. Поэтому они проводят аналогию рвоты со стулом.
Другие ученые сказали, что рвота не является наджасом, потому что доводы, которые упомянуты выше, не являются явными и ясными.
И, наконец, третья группа ученых заключила, что все зависит от характера рвоты: если содержимое успело измениться под воздействием пищеварительных ферментов, то рвота является наджасом; в противном случае она не является наджасом. В частности, это касается грудных детей, у которых после кормления обычным делом является срыгивание съеденного или выпитого, чаще всего это молоко, которое не успело еще измениться в желудке ребенка.
Это мнение маликитского мазхаба, и оно наиболее сильное. Они говорят, что нужно разделять между тем, что изменилось внутри человека, похожее на переваренное месиво, и тем, что, не изменилось, осталось похожим на ту еду, которую он только что принял. Последнее не является наджасом. Однако во всех этих случаях, как бы там ни было, будет лучше, если женщина, собравшаяся помолиться, промоет то место на одежде или ту часть тела, куда попала рвота.
Часто многие думают, что если дотронуться до рвоты, кала или мочи, то это нарушает омовение. Однако при этом омовение не портится, достаточно только промыть места соприкосновения с нечистотами.
А Аллаху ведомо лучше.