Вопрос № 270:
«У человека в течение целого года есть тридцать барашков и семь коров; поголовье как тех, так и других не достигает минимума, облагаемого закятом. Как ему следует поступить, обязан ли он выплачивать закят? Если да, то как рассчитать его размер?»
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и его сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного дня.
Сообщается от Му’аза ибн Джабаль, да будет доволен им Аллах, что когда Посланник Аллаха ﷺ послал его в Йемен, сказал:
«Поистине, ты явишься к людям из числа людей Писания, призови же их к свидетельству о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что — я посланник Аллаха, и если они подчинятся этому, извести их о том, что Аллах вменил им в обязанность совершение пяти молитв в течение дня и ночи, и если они подчинятся этому, извести их о том, что Аллах вменил им в обязанность давать садакъа[1], которую следует брать с богатых из их числа и отдавать бедным, а если они подчинятся и этому, то ни в коем случае не забирай самого ценного из их имущества и бойся проклятия обиженного, ибо, поистине, не будет преграды между таким проклятием и Аллахом!».
— Сахих аль-Бухари, хадис № 1469; Сахих Муслима, хадис № 19.
Такие домашние животные, как коровы, верблюды, овцы, козы, являются имуществом, облагающимся закятом. Сказал об этом поэт:
وفي البَقَرِ أنْ تَنْصِفَ سِتِّينَ
وفي الغَنَمِ أنْ تَبْلُغَ أرْبَعِين
«(Нисаб) для коров равен тридцати. А для овец начинается с сорока».
Минимальное имущество для выплаты закята равняется 30 коровам, и сорока овцам, с этим все понятно. Вопрос заключается в том, как поступать человеку, у которого есть домашние животные разных видов, но количество каждого из них не достигает нисаба — минимального имущества для выплаты закята? Например, у него есть коровы и овцы, при этом поголовье коров меньше тридцати, а поголовье овец меньше сорока. Как он должен поступать в таком случае?
Ситуация, когда имущество, облагаемое закятом, является смешанным, называется «хульта». В таком случае есть два варианта.
Первый — имущество, облагаемое закятом, относится к одному виду, но принадлежит разным людям. Например, у человека есть двадцать коров, которые пасутся вместе с десятью коровами его друга, то есть совокупный размер этого стада — тридцать коров. Ни у одного из владельцев этих коров их поголовье не достигает нисаба, но коровы пасутся вместе и получается, что в совокупности размер нисаба достигнут. Ученые сказали, что в этом случае владельцы стада должны платить закят, исходя из той доли, которая есть у каждого в этом стаде. Известно, что с тридцати голов выплачивается теленок-одногодка, с сорока — двухлетка. Если такая ситуация возникла, то владельцы смешанного однотипного имущества платят закят вместе, исходя из доли каждого в этом имуществе.
Второй — имущество, облагаемое закятом, принадлежит одному человеку и не является однотипным. Например, у человека есть стадо коров и стадо овец, но поголовье каждого из этих стад не достигает нисаба. Если этот человек не занимается торговлей этими коровами и овцами, то в таком случае закятом они не облагаются. Если же он торгует этим имуществом: конями, коровами, овцами — покупает их, перепродает, зарабатывая на этом, то это отдельная статья закята. Это уже будет не закят с коров или овец, а закят с предметов торговли.
Что же касается закята с животных, то у него есть необходимые условия, а именно:
- большую часть года эти животные должны пастись на пастбищах, а не питаться какими-либо кормами;
- поголовье этих животных должно достигать нисаба: для коров нисаб составляет тридцать голов, для овец и коз — сорок.
Это общие принципы выплаты заката со скота. В каждом конкретном случае владельцу такого имущества лучше обратиться к знающим людям, живущим в его местности, если есть такая возможность. Они помогут ему более точно подсчитать закят, с учетом всех условий в Шариате и особенностей его имущества.
А Аллаху известно лучше.