Урок 10
Хвала Аллаху, Господу миров, и да пребудет мир и благословение Аллаха над нашим Пророком Мухаммадом, над его семьёй и всеми его сподвижниками.
وَمَا خَلَقۡتُ ٱلۡجِنَّ وَٱلۡإِنسَ إِلَّا لِيَعۡبُدُونِ ٥٦
«Я создал джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне»
[Сура «аз-Зарийат», аят 56].
И когда ты уже узнал, что Аллах создал тебя для поклонения, узнай и то, что поклонение не называется поклонением без Единобожия, подобно тому, как молитва не называется молитвой без ритуальной чистоты. Если в поклонение проникнет многобожие, то оно портится, так и ритуальная чистота портится от осквернения.
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути. А затем.
Мы остановились на изучении темы таухида (единобожия) и на прошлом уроке мы исследовали что такое таухид в его общих принципах, также некоторые классификации. И конце мы сказали, что самая главная классификация таухида – это «таухид аль-улюхия» («Единобожие в божественности»).
Единобожие в поклонении
Что означает «Единобожие в божественности»?
Это означает, чтобы сделать Всевышнего Аллаха единым в том, что касается поклонения. То есть в том, как мы Его обожествляем – наше поклонение было только для Него и никого иного.
У этого вида единобожия несколько названий:
- توحيد العبادة – единобожие в поклонении;
- توحيد القصد – единобожие в устремлениях;
- توحيد العملي – единобожие в деяниях.
Как бы там ни было, все эти названия говорят об одном – о деяниях человека в отношении Творца. Это главный смысл и главная разница, которая отличает этот вид единобожия от других. Этот вид единобожия касается наших деяний, которые мы совершаем по отношению к нашему Творцу.
Это единобожие обязательно и это самая главная и первая обязанность.
Некоторые нововведенцы сказали, что первая обязанность — это поиск; другие сказали – сомнение (сначала надо засомневаться во всём, затем искать). Всё это не имеет основы и доводов.
Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправил Муаза в Йемен, он сказал ему:
أوَّلَ ما تَدْعُوهُمْ إلى أنْ يُوَحِّدُوا اللَّهَ تَعَالَى
«… и пусть первое, к чему ты будешь их призывать, будет единственность Всевышнего Аллаха (в поклонении).»[1]
Сегодня некоторые люди говорят – «Разве нет других вопросов в религии? Что вы постоянно говорите о таухиде?».
Мы не говорим, что нет других вопросов, но есть самый главный вопрос, с которого начинается вера или неверие – это таухид. Если человек не признал и не жил на основе единобожия, то он не является мусульманином. Поэтому выделение этой темы и объяснение её исходит не от нас самих, но исходит из текстов Шариата (Коран и Сунна). Всё идет после Единобожия.
Если человек не понял смысла Единобожия, то нет смысла в его молитвах, постах и т.п. Поэтому приверженцы Сунны, во все времена, разъясняли вопросы связанные с таухидом.
Всевышний Аллах повелевает уверовать даже тем, кто уже верующий – сподвижникам, да будет доволен ими Аллах:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا آمِنُوا بِاللَّهِ
«О те, которые уверовали! Веруйте в Аллаха,»
[Сура «Ан-Ниса», аят 136]
Это ещё раз подтверждает важность этого вопроса и то, что люди нуждаются в напоминании.
Каждый мусульманин должен следовать этому, жить и говорить об этом.
Именно ради этого единобожия был создан человек и посланы все посланники и пророки, мир им, низведены все Книги и писания. Потому что «Единобожие господства» признавали многобожники и даже Иблис, но не признали «Единобожие в поклонении».
Пророки и посланники, мир им, отправлялись в тот момент, когда этот вид единобожия нарушался, искажался.
В наши дни эту миссию выполняют учёные. Они наставляют и возвращают людей к истине, на основе Корана и Сунны.
Также на важность «Единобожие в поклонении» указывают и другие слова Всевышний Аллаха:
وَلَقَدْ بَعَثْنَا فِي كُلِّ أُمَّةٍ رَّسُولًا أَنِ اعْبُدُوا اللَّهَ وَاجْتَنِبُوا الطَّاغُوتَ ۖ
«Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!»»
[Сура «Ан-Нахль», аят 36]
А также в хадисе:
يَا مُعَاذُ! أَتَدْرِي مَا حَقُّ اللّهِ عَلَى الْعِبَادِ وما حقُّ العبادِ عَلَى الله؟ قَالَ قُلْتُ: الله وَرَسُولُهُ أَعْلَمُ. قَالَ: «فَإِنَّ حَقَّ اللّهِ عَلَى الْعِبَادِ أَنْ يَعْبُدُوا اللّهِ وَلاَ يُشْرِكُوا بِهِ شَيْئاً. وَحَقُّ الْعِبَادِ عَلَى اللّهِ عَزَّ وَجَلَّ أَنْ لاَ يُعَذِّبَ مَنْ لاَ يُشْرِكُ بِهِ شَيْئاً»
«О Му’аз, известно ли тебе, какое право Аллаха должны соблюдать рабы Его и чего они вправе (ожидать) от Аллаха?” Я сказал: “Аллах и Его посланник знают об этом лучше”. (Тогда) он сказал: “Поистине, право Аллаха, которое обязаны соблюдать рабы Его, состоит в том, что им следует поклоняться одному только Аллаху, не приобщая к Нему ничего, рабы же вправе ожидать, что Аллах не станет подвергать мучениям того, кто не поклоняется ничему, кроме Него»[2].
И Аллаху об этом известно лучше и да пребудет мир и благословение Аллаха над нашим Пророком Мухаммадом.