Урок 3
Хвала Аллаху, Господу миров, и да пребудет мир и благословение Аллаха над нашим Пророком Мухаммадом, над его семьёй и всеми его сподвижниками.
Матн:
«Прошу Благородного Аллаха, Господа Великого трона, чтобы Он покровительствовал тебе как в ближней жизни, так и в будущей, чтобы Он сделал тебя благословенным, где бы ты ни был и сделал тебя из числа тех, кто благодарит, когда его одаряют, терпит, когда его постигает испытание, просит прощения, когда совершает грех, поскольку эти три качества являются признаком счастья».
Благодарность
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути. А затем.
Мы продолжаем изучение книги Мухаммада абдуль-Уаххаба, да помилует его Аллах, «Четыре правила» и третье, о чём просит автор Всевышнего Аллаха для читателя – чтобы Аллах сделал его из числа благодарных, если ему что-то даётся.
Что касается благодарности – это тот термин, который, во многом, не нуждается в определении, т.е. в Исламе есть такие термины, которые понимаются без определений и когда человек даёт ему определение это больше путает людей о значении этого термина. Например, такие слова как – гнев, любовь, надежда. Если мы начнем давать определение слову любовь или надежда, вряд ли кто-то что-то поймет, наоборот запутается. Однако сами эти слова дают полное значение своего смысла, само слово несёт в себе свой смысл и не нуждается во многих объяснениях.
Тоже самое и الشّكر «аш-шукр» — благодарность.
Благодарность имеет 3 столпа:
- Познание милости, которая была дарована человеку.
Если человек не познал эту милость, он не сможет благодарить. Он должен познать ту милость, которая ему дарована;
- Восхвалять того (т.е. Аллаха), кто даровал ему эту милость;
- Использовать эту милость в том, что любит даровавший.
Например, у человека есть милость – Аллах даровал ему память, во-первых, он должен понять, что это является милостью и какая это огромная милость, затем он должен восхвалять того, кто даровал ему эту память; в-третьих, он должен использовать эту память в том, что любит Даровавший (заучить Коран, Сунну, изучать Шариатские науки или полезные знания).
Также учёные сказали, что благодарность должна быть в словах, делах и убеждениях.
То, что касается убеждения и слов — это и так понятно, но как обстоит дело с делами?
Всевышний Аллах говорит:
اعْمَلُوا آلَ دَاوُودَ شُكْرًا ۚ
«Совершайте (дела повиновения Аллаху), (о), род Дауда, в знак благодарности (вашему Господу) (за то, что Он даровал вам)!»
[Сура «Саба», аят 13]
Т.е. благодарность – это деяние. Деяния на основе этой благодарности – выполнение Его приказов и оставление Его запретов. Как Пророк ﷺ, когда он совершал так много молитв, что его ступни покрывались трещинами и его спросили:
«Зачем ты делаешь это, о посланник Аллаха, ведь тебе уже простились все прошлые и будущие грехи?”, — (на что) он сказал:
أفَلاَ أكُونُ عَبْداً شَكُوراً!
“Разве не (следует) мне быть благодарным рабом?!”»[1]
Поэтому человек совершает благодарность и это очень важно, это то, чего сегодня многие не знают. И тот, кто совершает эту благодарность, он почувствует её на самом деле.
Когда Всевышний Аллах говорит о своём любимце Ибрахиме, мир ему, Он говорит:
إِنَّ إِبْرَاهِيمَ كَانَ أُمَّةً قَانِتًا لِّلَّهِ حَنِيفًا وَلَمْ يَكُ مِنَ الْمُشْرِكِينَ ١٢٠ شَاكِرٗا لِّأَنۡعُمِهِۚ
«Поистине, Ибрахим был предводителем, благоговейным [всецело подчинившимся и смиренным] пред Аллахом, ханифом [единобожником], и не был он из числа многобожников, благодарным за благодеяния Его;»
[Сура «Ан-Нахль», аяты 120-121]
Нет сомнения, что только благодарные рабы Всевышнего Аллаха понимают эти смыслы и понятия, как сказал Всевышний:
إِنَّ فِي ذَٰلِكَ لَآيَاتٍ لِّكُلِّ صَبَّارٍ شَكُورٍ
«Поистине, в этом [в плавании кораблей] содержатся однозначно знамения для каждого терпеливого [в удержании себя от запрещенного Аллахом], и благодарного (Ему) [за Его благодеяния]!»
[Сура «Лукман», аят 31]
В основе своей слово «шукр» в языковом значении означает — «следствие от того пропитания, которое наблюдается в животных». Когда животные принимают пишу, они вырастают, полнеют – это называется «шукр». В сборнике имама Муслима приводится от Пророка ﷺ, который сказал:
«И поистине даже звери увеличиваются (تَشْكَرُ) в своих телах»
Это основа этого слова. Если мы посмотрим на основу этого слова и на значение, которое используется в Шариате, то мы увидим связь м/у ними. Как сказал Всевышний Аллах:
لَئِن شَكَرْتُمْ لَأَزِيدَنَّكُمْ ۖ
«Если вы будете благодарными (за дарованные Мной блага), то Я непременно умножу вам (блага);»
[Сура «Ибрахим», аят 7]
То есть, значение, которое есть в языке связано с тем значением, которое есть в Шариате – чем больше человек благодарен, тем больше Всевышний Аллах увеличивает ему блага. Также как животное, чем больше оно ест, тем больше полнеет. Поэтому мы находим, что многие арабские слова, которые используются в нашей религии, имеют взаимосвязь и эта взаимосвязь порой настолько крепка, что нет необходимости разделять между филологическим значением и шариатским термином.
Если мы вернёмся к словам автора, да помилует его Аллах, он говорит:
وَأَنْ يَجْعَلَكَ مِمَّنْ إِذَا أُعْطِيَ شَكَرَ
«и сделал тебя из числа тех, кто благодарит, когда его одаряют»
Отсюда мы видим, что есть разница между حَمْد и شُكْر.
- «Хамд» – это благодарность Аллаху и восхваление Его даже если человеку ничего не даётся.
- «Шукр» – это благодарность, когда человека чем-то одарили, что-то дали.
Нововведенцы, как хариджиты, например, они не видят, что у «Шукр» есть какие-то степени. Они считают, что нарушение «Шукра» – это нарушение веры и это выводит человека из Ислама, если он не проявил благодарность. Т.е. они сделали «Шукр» синонимом Ислама. Если у человека нет благодарности, то нет Ислама. Тогда как приверженцы Сунны говорят, у этого великого поклонения есть степени. Некоторые из которых, если человек их оставляет, то выводят его из Ислама, некоторые из них, за оставление, приводят к греху и некоторые — как оставляет предпочтительное, но не являются грехом.
К каждому из этих моментов можно привести пример.
- Например, та благодарность, которую он оставляет, и он выходит из Ислама – это то, что он совершает из основы своей религии — Единобожия. Если он совершил ширк, т.е. нарушил благодарность Всевышнего Аллаха в отношении Его единобожия, то это выводит его из Ислама;
- Если это касается закята. Как благодарность Всевышнему Аллаху за то, что Он даёт ему это имущество, он обязан давать закят. И в один из годов человек не дал закят по своей скупости, не отрицая его, он не выходит из Ислама, но совершил большой грех;
- Человек хотел дать садака, как благодарность Всевышнему Аллаху за то, что у него что-то получилось, но позже он поменял своё решение и не дал это садака. За это на нём нет греха, но он оставил предпочтительное.
Поэтому мы видим, что у благодарности есть степени.
Это третье, о чём попросил Аллаха автор, да помилует его Аллах.
И Аллаху об этом известно лучше и да пребудет мир и благословение Аллаха над нашим Пророком Мухаммадом.