Вероубеждение, Четыре правила

Четыре правила. Урок 4

Урок 4

Хвала Аллаху, Господу миров, и да пребудет мир и благословение Аллаха над нашим Пророком Мухаммадом, над его семьёй и всеми его сподвижниками.

Матн:

«Прошу Благородного Аллаха, Господа Великого трона, чтобы Он покровительствовал тебе как в ближней жизни, так и в будущей, чтобы Он сделал тебя благословенным, где бы ты ни был и сделал тебя из числа тех, кто благодарит, когда его одаряют, терпит, когда его постигает испытание, просит прощения, когда совершает грех, поскольку эти три качества являются признаком счастья.»

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути. А затем.

Терпение

Далее автор, да помилует его Аллах, просит Всевышнего Аллаха о том, чтобы Он сделал читателя из числа тех, кто:

وَإِذَا ٱبْتُلِيَ صَبَرَ

«… терпит, когда его постигает испытание …»

Известно, что терпение упоминается в Коране более 90 раз и Иман состоит из двух частей – терпение и благодарность.

Слово صَبْر – в арабском языке означает الحَبْسُ و الكَفُ – то, что удерживается от чего-то или, оставляют. Поэтому говорят قُتِلَ فُلانُ صَبْرا – человек был убит удержанием, т.е. был связан и убит.

Это значение приходит в аяте:

وَاصْبِرْ نَفْسَكَ مَعَ الَّذِينَ يَدْعُونَ رَبَّهُم بِالْغَدَاةِ وَالْعَشِيِّ يُرِيدُونَ وَجْهَهُ ۖ

«И удерживай себя вместе с теми [не отделяйся от бедных верующих], которые взывают к Господу своему по утрам [от рассвета до восхода солнца] и по вечерам [перед закатом], желая (своими праведными деяниями) (увидеть) лик Его!»
[Сура «Аль-Кахф», аят 28]

В этом аяте имеется лексическое значение этого слова – «удерживать».

Виды терпения

Терпение бывает трех видов:

  • Терпение в подчинении Аллаху (поклонение Аллаху);
  • Терпение в том, что касается ослушания Аллаха (не делать запретное);
  • Терпение в том, что касается бедствий и испытаний.

То, что касается терпения в подчинении Аллаху – это является самой высокой степенью.

Первые два вида связаны с выбором человека, третий же не связан с его выбором так как бедствия постигают человека не по его выбору, и он должен проявить в этом терпение.

Поэтому некоторые учёные сказали:

«Терпение Юсуфа, мир ему, в отношении смуты той женщины было выше, чем его терпение, когда его бросили в колодец».

Терпение в подчинении Аллаху имеет три составляющие:

  • Чтобы человек продолжал подчиняться Аллаху (постоянство в поклонении ему);
  • Быть искренним в поклонениях Аллаху;
  • Чтобы поклонение было таким образом, как на это указывает Аллах и Его посланник.

Терпение в том, что касается ослушания Аллаха имеет две причины:

  • Страх.
    Если он совершит запретное, то будет то наказание, которое предписано в Шариате.
  • Стеснение перед Всевышним Аллахом.
    Если человек задумается, что он совершает запретное теми благами, которыми Всевышний Аллах одарил его (здоровье, слух, зрение и т.д.), то он постесняется сделать запретное.

Также в этом виде терпения есть два полезных вывода:

  • То, что человек остаётся на вере. Его вера постоянна и стабильна, вследствие чего он отдаляется от запретного.
  • Отдаляется и остерегается запретного, оставляя многое из дозволенного и сомнительного.

Если человек хочет отдалиться от запретного, он должен оставить многое из дозволенного или сомнительного. Потому что, если он откроет для себя двери всего дозволенного, это приведёт его к некоторым сомнительным вещам. Если он ступит на путь сомнительного, то он однозначно вступит на путь запретного. Как об этом сказано в хадисе:

وَمَنْ وَقَعَ في الشُّبُهاتِ وَقَعَ في الحَرَامِ، كالرَّاعي يَرْعَى حَوْلَ الحِمَى يُوشِكُ أنْ يَرْتَعَ فِيهِ

«а занимающийся сомнительным придёт и к совершению запретного, ибо он подобен пастуху, пасущему около заповедного места своё стадо, которое вот-вот окажется там.»[1]

То есть то место, где пастух пасёт стадо – это дозволенное место, но он приблизился к запретному, и он не сможет контролировать это стадо, если оно переступит запретное.

Поэтому необходимо отдалиться от запретного чем дальше, тем лучше, чтобы не иметь проблем после попадание в запретное.

В отношении третьего вида терпения у учёных тоже есть объяснения.

Тот, кто проявляет терпение в бедствиях, включает в себя три вещи:

  • Видит ту награду, которая ждёт его за это терпение и это облегчает ему терпение.
  • Он ожидает, что это бедствие пройдёт. Потому что всё в этом мире приходит и уходит. Таким способом он укрепляет своё терпение.
  • Он уменьшает это бедствие двумя способами:
    • Вспоминает милости Аллаха, которыми Он его одарил;
    • Вспоминает и смотрит на те милости, которые придут к нему уже в этом мире за проявленное терпение.

Степени терпения

Кроме этих упомянутых, важных видов терпения есть ещё и степени терпения.

Эти степени в арабском языке звучат удивительно:

صَبْرٌ بالله وصَبْرٌ لِله وصَبْرٌ مَعَ الله

«Терпение с Аллахом, терпение для Аллаха и терпение вместе с желанием Аллаха»

  • Терпение с Аллахом – когда ты проявляешь терпение ища помощи только у Аллаха, который и помогает тебе в этом терпении. Как говорит Всевышний Аллах:

وَاصْبِرْ وَمَا صَبْرُكَ إِلَّا بِاللَّهِ ۚ

«И терпи же (о, Пророк) (то, что постигает тебя на пути Аллаха), ведь твое терпение – только с Аллахом [только Он помогает тебе и поддерживает тебя]»
[Сура «Ан-Нахль», аят 127]

  • Терпение для Аллаха – твое терпение должно быть для Него. Из-за любви к Нему, из-за того, что ты хочешь приблизиться к Нему и заслужить Его довольство.
  • Терпение вместе с желанием Аллаха – ты доволен тем, что с тобой произошло, что тебе предписано, запрещено, не проявляешь какое-либо отречение или не повиновение и т.д. Напротив, ты всем этим доволен и идёшь вместе с тем, что тебе предписал Всевышний.

И Аллаху об этом известно лучше и да пребудет мир и благословение Аллаха над нашим Пророком Мухаммадом.

Полную версию (подробнее) вы может прослушать в аудио формате.