Урок 6
Хвала Аллаху, Господу миров, и да пребудет мир и благословение Аллаха над нашим Пророком Мухаммадом, над его семьёй и всеми его сподвижниками.
Сказал шейх аль-Ислям Мухаммад ибн ‘Абдульуаххаб, да помилует его Аллах:
«Знай же, да наставит тебя Аллах на путь подчинения Ему, что ханифия религия Ибрахима, состоит в поклонении Одному Аллаху, очищая перед Ним веру.»
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути. А затем.
Ханифия религия Ибрахима, мир ему.
Мы остановились на словах автора, где он разъясняет что такое «ханифия».
Почему это было упомянуто в отношении только Ибрахима, мир ему? Если мы вернёмся к аятам, мы находим, что этот термин упоминается только в отношении Ибрахима, мир ему.
Почему этот посланник, пророк был избран как ханиф?
Учёные на это ответили следующим образом:
- Ибрахим, мир ему, был тем пророком, после которого все пророки и посланники, относились к его потомкам. Отец пророков, который показал и передал аль-ханифию своим потомкам.
- Он, мир ему, кто установил такие виды поклонения, которые до него не были установлены – Хадж, обрезание и др.
Здесь возникает некоторая проблема у некоторых людей.
В хадисе сказано:
خَلَقْتُ عِبَادِي حُنَفَاءَ
«… Я создал всех Моих рабов ханифами …»[1]
А в другом хадисе сказано:
كُلُّكُمْ ضَالٌّ إِلاَّ مَنْ هَدَيْتُهُ
«… все вы (были) заблудшими, кроме тех, кому указал Я правильный путь …»[2]
В одном сказано, что Всевышний сотворил всех «ханифами», в другом сказано, что все являются заблудшими, кроме тех, кого Он повел прямым путём.
Оба хадиса достоверные. Как это объединить, понять?
Учёные дают на это два ответа:
- Всевышний Аллах сотворил людей и внушил им принятие истины и склонение к ней. Однако это не означает, что они не должны проявлять действия, создавать причины. В основе своей человек в заблуждении (невежестве) и незнании, и если он проявляет усердие, терпение и создает причины, то он узнает эти знания и следует прямым путём.
- Человек рождается с естественным состоянием принятия истины и Всевышний Аллах, если пожелает, даёт ему причины для того, чтобы он узнал путь к этой истине. Всевышний Аллах облегчает человеку причины для этого. Поэтому Он сказал:
«… все вы (были) заблудшими, кроме тех, кому указал Я правильный путь …»
Поэтому эти два хадиса не противоречат друг другу.
Возникает вопрос – есть ли разница м/у «фитрой» и «аль-ханифия»? Потому что Всевышний Аллах говорит в Коране:
فَأَقِمْ وَجْهَكَ لِلدِّينِ حَنِيفًا ۚ فِطْرَتَ اللَّهِ الَّتِي فَطَرَ النَّاسَ عَلَيْهَا ۚ
«Обрати же свой лик (только) к (Истинной) Вере [придерживайся только её], (будучи) ханифом [единобожником], что соответствует устроению (человека) Аллахом, который изначально сотворил людей на этом [Он сотворил человека склонным к Истинной Вере и Полной Покорности Ему]».
[Сура «Ар-Рум», аят 30]
Он объясняет слово «ханиф» «фитрой». Есть ли м/у ними разница?
У учёных есть два мнения в этом вопросе:
- Это не одно и то же.
«Фитра» отличается от «ханифия». Это мнение, которое избрал Ибн ‘Абдуль-Бар (маликитский учёный) и некоторые другие учёные. - Одно и то же.
Это мнение избрал Ибн аль-Кайим и его шейх Ибн Таймийя, да помилует их Аллах, и это является более сильным мнением.
Это то, что касается «аль-ханифия».
Что такое «аль-милля» (المِلَّة)?
«Аль-милля» означает религия, но это слово отличается от религии в некоторых вопросах.
Какая разница м/у «аль-милля» и «дин»?
- Слово «милля» имеет отношение только к пророку или пророкам, как сказал Всевышний:
فَاتَّبِعُوا مِلَّةَ إِبْرَاهِيمَ
«Следуйте же религии Ибрахима (Авраама)»
[Сура «Али Имран», аят 95]
И не имеет отношение, связи к Аллаху. Не говорят «милля Аллаха»;
- «Милля» имеет отношение к общим принципам религии, но не к конкретным. То есть в общем религию называют «милля», в то время как «ад-дин» имеет отношение к общим и частным принципам. Например, можно сказать молитва из религии («дин») Аллаха, но нельзя, в этом случае сказать «милля»;
- «Милля» относится к тому, что узаконил и утвердил Всевышний Аллах, в то время как слово «ад-дин» в основном используется в отношении того, кто исповедует эту религию.
Это несколько различий м/у этими двумя словами говорит нам о том, что они не синонимы и соответственно во время перевода необходимо быть внимательным, чтобы не делать одно другим.
Поэтому, если определить слово «милля» в его правильном значении, то – это религия, которой придерживаются люди, будь она религией истины или ложная.
Что же касается «дин», то в основном это слово используется в отношении нашей религии «динуль Ислям» — религии Истины. Не говорят «дину Насара» или «дину Йахуд», но говорят «милляту Насара, милляту Йяхуд».
Ибрахим
Ибрахим, мир ему, — отец пророков.
Его звали Ибрахим ибн Азар. Некоторые сказали – Ибрахим ибн Тарих. Он из рода Нуха, мир ему, единогласно.
Что означает слово Ибрахим?
На арамейском языке слово Ибрахим означает Абун Рахим (Абу Рахим) – «милующий отец» или «милостивый отец».
Известно, что у него было много детей и он был милующим отцом и Всевышний Аллах назвал его Ибрахим и смысл его имени именно в этом.
Что касается его послания или книги, то известно, что у него не было отдельной книги, но были «сухуф», как об этом сказал Всевышний:
أَمۡ لَمۡ يُنَبَّأۡ بِمَا فِي صُحُفِ مُوسَىٰ ٣٦ وَإِبۡرَٰهِيمَ ٱلَّذِي وَفَّىٰٓ ٣٧
«Разве ему не было поведано о том, что (содержится) в свитках (пророка) Мусы [в Торе] и (пророка) Ибрахима»
[Сура «Ан-Наджм», аяты 36-37]
صُحُفِ إِبْرَاهِيمَ وَمُوسَىٰ
«свитках Ибрахима (Авраама) и Мусы (Моисея)»
[Сура «Аль-Аъля», аят 19]
Это то, что нам известно.
У Ибрахима, мир ему, было несколько особенностей:
- Халилу Аллах (любимец Аллаха).
وَاتَّخَذَ اللَّهُ إِبْرَاهِيمَ خَلِيلً
«Ведь Аллах сделал Ибрахима (Авраама) Своим возлюбленным».
[Сура «Ан-Ниса», аят 125]
- Будет одет в Судный День, в отличии всех других людей, как об этом сказал Пророк ﷺ:
أَوَّلَ الخَلائِقِ يُكْسى يَومَ القِيَامَةِ إبراهيمُ — صلى الله عليه وسلم
«И первым из сотворённых, кого в День воскресения покроют одеждой, будет Ибрахим, да благословит его Аллах и приветствует …»[3]
- Великое качество, о котором упоминает Всевышний:
إِنَّ إِبْرَاهِيمَ كَانَ أُمَّةً
«Поистине, Ибрахим был умма»
[Сура «Ан-Нахль», аят 120]
То есть он, мир ему, один был подобен целой общине (Умме). Такое в Кjране не сказано ни об одном человеке. В нём было столько блага, если его разделить, то хватило бы на целую общину. Это одно из толкований слова Умма, и оно более сильное.
Автор нам объяснил, что «ханифия миллята Ибрахим» — это поклоняться Одному Аллаху, очищая перед Ним веру. Отдалятся от ширка и следовать тому, на чем были пророки и посланники, мир им.
И Аллаху об этом известно лучше и да пребудет мир и благословение Аллаха над нашим Пророком Мухаммадом.