Вероубеждение, Четыре правила

Четыре правила. Урок 7

Урок 7

Хвала Аллаху, Господу миров, и да пребудет мир и благословение Аллаха над нашим Пророком Мухаммадом, над его семьёй и всеми его сподвижниками.

Прошу Благородного Аллаха, Господа Великого трона, чтобы Он покровительствовал тебе как в ближней жизни, так и в будущей, чтобы Он сделал тебя благословенным, где бы ты ни был и сделал тебя из числа тех, кто благодарит, когда его одаряют, терпит, когда его постигает испытание, просит прощения, когда совершает грех, поскольку эти три качества являются признаком счастья.

Знай же, да наставит тебя Аллах на путь подчинения Ему, что ханифия религия Ибрахима, состоит в поклонении Одному Аллаху, очищая перед Ним веру.

Всевышний Аллах сказал:

وَمَا خَلَقۡتُ ٱلۡجِنَّ وَٱلۡإِنسَ إِلَّا لِيَعۡبُدُونِ ٥٦

«Я создал джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне»
[Сура «аз-Зарийат», аят 56].

И когда ты уже узнал, что Аллах создал тебя для поклонения, узнай и то, что поклонение не называется поклонением без Единобожия, подобно тому, как молитва не называется молитвой без ритуальной чистоты. Если в поклонение проникнет многобожие, то оно портится, так и ритуальная чистота портится от осквернения.

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути. А затем.

Задали вопрос по поводу слов автора:

فَإِنَّ هَؤُلَاءِ الثَّلَاثَ عَنْوَانُ السَّعَادَةَ

«… поскольку эти три качества являются признаком счастья.»

Если мы посмотрим это в свете Сунны Пророка ﷺ, мы найдём, что есть хадис, явно указывающий на этот смысл, где он ﷺ говорит:

عَجَباً لأمْرِ المُؤمنِ إنَّ أمْرَهُ كُلَّهُ لَهُ خيرٌ ولَيسَ ذلِكَ لأَحَدٍ إلاَّ للمُؤْمِن: إنْ أَصَابَتْهُ سَرَّاءُ شَكَرَ فَكانَ خَيراً لَهُ، وإنْ أصَابَتْهُ ضرَاءُ صَبَرَ فَكانَ خَيْراً لَهُ

«Сколь удивительно положение верующего! Поистине, всё в положении его является для него благом, и никому (не дано) этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит (Аллаха), и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это (тоже) становится для него благом»[1].

То есть это и есть счастье, в котором живёт каждый верующий. Потому что счастье не находится в каком-то месте или при каких-то обстоятельствах, или с какими-то людьми, нет. Счастье – это то, что есть в сердце человека, как он себя ощущает.

Когда Ибн Таймийю, да помилует его Аллах, подвергали гонениям и пыткам, он говорил:

«Чтобы со мной ни сделали враги, мой Рай в моём сердце. Если они посадят меня, то я буду на иътикафе; если они вышлют меня куда-то, я увижу знамения Всевышнего; если они казнят меня, то я буду казнён на пути Всевышнего мучеником».

Каждый человек, если он следует этим принципам и основам, которые заложены в Коране и Сунне, он уже является счастливым, он уже находится в раю (этого мира). Это и есть счастье.

Смысл творения

Автор, да помилует его Аллах, дошёл до слов:

وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ

«Я создал джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне»
[Сура «аз-Зарийат», аят 56]

Это первый аят, который он использует в этом кратком послании. Этот аят один из самых важных аятов, которые должен знать каждый, который даёт нам понять о смысле сотворения джиннов и людей.

Почему Всевышний Аллах упоминает здесь джиннов прежде людей?

Учёные на это ответили тем, что джинны были созданы до людей.

Это творения из огня, которые жили на Земле до людей и когда они проявили нечестие и пролили кровь, Всевышний Аллах послал на них ангелов, которые уничтожили их, кроме немногих, которые спрятались в труднодоступных местах.

Это творения Всевышнего Аллаха, к которым также направлены Его повеления и запреты.

Мусульмане, единогласно, верят в то, что есть мир джиннов. Однако мы не переходим в этом вопросе границы, как некоторые люди делают всю свою жизнь вокруг этой темы – говорят только о джинах, колдовстве и т.п. Нет необходимости тратить на это время, кроме как тех людей — обладающие знанием, которые специализируются на борьбе с джиннами, колдовством и т.д.

Основа же в этом, чтобы человек сам, без помощи других, предохранял себя от нападок джиннов, живя и действуя в соответствии с Сунной.

У учёных толкователей есть несколько мнений о значении этого аята:

  • Некоторые сказали, что Всевышний Аллах сотворил джиннов и людей для поклонения Ему – это счастливые, и некоторые для ослушания – это несчастливые.
  • Сотворил джиннов и людей для того, чтобы они признали поклонение Мне добровольно (верующие) или невольно (неверующие).
    Потому что в этом понимании аята, даже неверные поклоняются Аллаху, но без выбора. Т.е. всё их тело, кровь, органы, лимфоузлы – всё следует законам Всевышнего. Даже если они это не хотят и не признают.
  • Сотворил джиннов и людей для того, чтобы они познали Меня.
  • Сотворил джиннов и людей, дабы повелеть им поклоняться Себе и запрещаю ослушаться Меня.
    Это мнение выбрал Мухаммад ибн Шанкыйти, да помилует его Аллах.
  • Сотворил джиннов и людей, чтобы они проявили ко Мне единобожие.
    То есть, чтобы они были единобожниками. Это мнение упомянул аль-Багауи и оно более правильное.

Это основные пять мнений о значении этого аята.

Между этими мнениями нет большой разницы – это называется اخْتِلافُ التَّنَوُّعِ

Мы знаем, что разногласия в текстах Шариата бывают двух видов:

  • اخْتِلافُ تَنَوُّعِ разногласия, которое не противоречит друг другу. Т.е. разные мнения, но их можно объединить;
  • اختلاف تَضاد разногласия, которое нельзя объединить.

Таких разногласий в Шариате очень мало. Например:

وَالْمُطَلَّقَاتُ يَتَرَبَّصْنَ بِأَنفُسِهِنَّ ثَلَاثَةَ قُرُوءٍ ۚ

«Разведённые женщины должны выжидать в течение трёх периодов»
[Сура «аль-Бакара», аят 228]

Что имеется в виду под этими тремя периодами?

Некоторые сказали – это три периода чистоты, другие сказали – это три менструальных периода.

В этом есть разногласие и это нельзя объединить, т.е. либо это чистота, либо менструальный цикл. Это то разногласие, которое невозможно объединить, но таких разногласий в Коране и Сунне очень мало. В основном разногласия у толкователей относятся к первому виду — اخْتِلافُ تَنَوُّعِ

И мы часто приводим это (пример такого разногласия) в тафсире суры «аль-Фатиха», аят 6:

اهْدِنَا الصِّرَاطَ الْمُسْتَقِيمَ

«Веди нас прямым путём»

Некоторые сказали – это Коран и Сунна; некоторые сказали — это путь Абу Бакра и ‘Умара; некоторые сказали – это Ислам. Все эти три мнения можно объединить.

То же самое касается и тех мнений, которые мы упомянули по отношению к аяту о смысле творения – они все говорят об одном и том же, их всех можно объединить в том, что Аллах сотворил джиннов и людей для того, чтобы они поклонялись Ему, чтобы признали Его, чтобы повелевать им и запрещать им и т.д. и они не являются категорично противоречивыми.

Далее автор, да помилует его Аллах, говорит:

فَإِذَا عَرَفْتَ أَنَّ اللهَ خَلَقَكَ لِعِبَادَتِهِ: فَاعْلَمْ

«И когда ты уже узнал, что Аллах создал тебя для поклонения, то знай …»

Здесь мы должны понять – что такое поклонение?

И Аллаху об этом известно лучше и да пребудет мир и благословение Аллаха над нашим Пророком Мухаммадом.

Полную версию (подробнее) вы может прослушать в аудио формате.