Урок 8
Хвала Аллаху, Господу миров, и да пребудет мир и благословение Аллаха над нашим Пророком Мухаммадом, над его семьёй и всеми его сподвижниками.
Прошу Благородного Аллаха, Господа Великого трона, чтобы Он покровительствовал тебе как в ближней жизни, так и в будущей, чтобы Он сделал тебя благословенным, где бы ты ни был и сделал тебя из числа тех, кто благодарит, когда его одаряют, терпит, когда его постигает испытание, просит прощения, когда совершает грех, поскольку эти три качества являются признаком счастья.
Знай же, да наставит тебя Аллах на путь подчинения Ему, что ханифия религия Ибрахима, состоит в поклонении Одному Аллаху, очищая перед Ним веру.
Всевышний Аллах сказал:
وَمَا خَلَقۡتُ ٱلۡجِنَّ وَٱلۡإِنسَ إِلَّا لِيَعۡبُدُونِ ٥٦
«Я создал джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне»
[Сура «аз-Зарийат», аят 56].
И когда ты уже узнал, что Аллах создал тебя для поклонения, узнай и то, что поклонение не называется поклонением без Единобожия, подобно тому, как молитва не называется молитвой без ритуальной чистоты.
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути. А затем.
Что такое поклонение?
Далее автор, да помилует его Аллах, говорит:
«И когда ты уже узнал, что Аллах создал тебя для поклонения, то знай …»
Автор упоминает здесь слово العِبَادَة – поклонение.
В арабском языке это слово означает – طَاعَة و ذِلَّ و خُضُوعٌ – подчинение; принижение, следование; отдать себя во власть чему-то.
В терминологическом значении у этого слова есть несколько объяснений, но наиболее близкое – это значение, которое дал шейх аль-Ислям Ибн Таймийя, да помилует его Аллах. В «Маджмуъу фатауа» он говорит:
العِبادةُ: اِسْمٌ جامِع لكل ما يُحِبُّهُ اللهُ ويَرْضاهُ مِنَ الأَقْوالِ والأَعْمالِ الظاهرةُ والباطنةُ
«Поклонение – это общий термин всего, что любит Аллах и чем Он доволен из слов и деяний, явных и скрытых».
Это очень важный термин. Он краткий, но включает в себя всё поклонение:
- Это общий термин всего, что любит Аллах т тем, чем Он доволен — это всё является поклонением;
- К поклонению относятся слова и дела, как скрытые, так и явные.
Намерение – это скрытое слово и если он намеревается сделать благое, то это поклонение. А то, что произносится языком – это явное слово.
Деяния сердца (упование, любовь, надежда, страх и т.д.) – это скрытые дела.
Явные же деяния – это то, что человек делает открыто из того, что любит Аллах и чем Он доволен.
Всё это, в совокупности, является поклонением. Как сказал шейх аль-Ислям:
الدين كله داخل في العبادة
«Вся религия входит в поклонение»
Всевышний Аллах говорит в Коране:
وَمَا أَرْسَلْنَا مِن قَبْلِكَ مِن رَّسُولٍ إِلَّا نُوحِي إِلَيْهِ أَنَّهُ لَا إِلَٰهَ إِلَّا أَنَا فَاعْبُدُونِ
«И не посылали Мы до тебя (о, Мухаммад) ни одного посланника, кроме, как только внушив ему, что нет бога [заслуживающего поклонение], кроме Меня [Аллаха]. Так служите же (и поклоняйтесь) (только) Мне [Аллаху]!»
[Сура «аль-Анбийя», аят 25]
Столпы поклонения
У поклонения есть три столпа:
- Любовь;
- Страх;
- Надежда.
Эти столпы указаны в суре «аль-Фатиха»:
الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِين – это любовь;
الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ – это надежда;
مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ – это страх.
Также в суре «аль-Исра», аят 57:
أُولَٰئِكَ الَّذِينَ يَدْعُونَ يَبْتَغُونَ إِلَىٰ رَبِّهِمُ الْوَسِيلَةَ أَيُّهُمْ أَقْرَبُ وَيَرْجُونَ رَحْمَتَهُ وَيَخَافُونَ عَذَابَهُ ۚ إِنَّ عَذَابَ رَبِّكَ كَانَ مَحْذُورًا
«Те [пророки, праведники и ангелы], к которым они [многобожники] взывают [обращаются с мольбой], сами они ищут путь приближения к их Господу [стремятся обрести Его довольство], кто из них ближе [прилагают все усилия, чтобы быть ближе к довольству Аллаха], и надеются на Его милосердие и боятся Его наказания. Поистине, наказания твоего Господа надо остерегаться!»
И таких аятов много, потому что, если мы говорим, что столпами поклонения являются эти три вещи, значит указаний на это должно быть достаточно в Коране и Сунне.
Те, кто нарушил эти три столпа, либо в них не было гармонии, их поклонение нарушается либо полностью, либо частично.
Мы видим, как хариджиты превысили тему (вопрос) страха. Поэтому они за любой грех, который делает человек, выносят ему обвинение в неверии. То есть у них увеличился вопрос страха, но уменьшился вопрос надежды.
В то время, как мурджииты – их противоположность. Они уменьшили вопрос страха и увеличили вопрос надежды. Они сказали – «Какой бы куфр человек ни совершил, если он в сердце верующий, он остается верующим».
Некоторые крайние суфии увеличили вопрос любви. Некоторые из них даже сказали – «мы не поклоняемся Тебе из-за страха или надежды, мы поклоняемся только из-за любви».
Поэтому, как мы видим, все эти три столпа должны быть гармоничны в человеке. Нам нужно любить Всевышнего Аллаха, надеяться на Него и боятся Его наказания.
Условия поклонения
У поклонения есть два условия:
- Искренность. Чтобы поклонения было только ради Аллаха.
- Следование Пророку, да благословит его Аллах и приветствует (Сунне).
В любом из поклонений должны присутствовать оба этих условия.
Не достаточно ли одного из условий без упоминание второго?
На это учёные ответили следующим образом:
«На самом деле – да, каждое из этих условий взаимосвязаны, но из-за важности каждого из них они упоминаются отдельно».
Классификации поклонения
- Оставление запретного (это относится к деяниям);
- Поклонение имуществом (например закят); телом (например пост); имуществом и телом (например Хадж);
- Общее и частно поклонения.
Общее – все творения живут по закону Всевышнего и таким образом они поклоняются Ему.
Частное – верующий делает это поклонение на основе любви, страха и надежды.
Это основные классификации в этом вопросе.
Есть некоторые люди, которые впали в крайности (крайние суфии) и сказали, что человек может достигнуть такого уровня, когда с него снимаются поклонения. Они приводят аят:
وَاعْبُدْ رَبَّكَ حَتَّىٰ يَأْتِيَكَ الْيَقِينُ
«Поклоняйся Господу твоему, пока очевидность (смерть) не явится к тебе.»
[Сура «аль-Хиджр», аят 99]
Они говорят, когда человек достигнет такой очевидности – степени у Аллаха, то он не обязан поклоняться.
Понятно, что под этим аятом имеется в виду под словом очевидность – это смерть, как на это указывает хадис приведённый у Бухари:
أَمَّا هو فقَدْ جَاءَهُ اليَقِينُ
«Что касается его (Усмана ибн Мазъун), то к нему пришла очевидность (смерть)»
Это указывает, что слово «якыин» (очевидность) приходит со смыслом смерть, но не какая-то очевидность или открылись какие-то знания, что делает дозволенным оставить поклонение.
Это является заблуждением и неприемлемым в нашей религии.
И Аллаху об этом известно лучше и да пребудет мир и благословение Аллаха над нашим Пророком Мухаммадом.